Идеи подарков. Информационный портал
  • Главная
  • На свадьбу
  • Занятие семейные праздники для воспитанников детских домов. Семейный обед традиции и современность

Занятие семейные праздники для воспитанников детских домов. Семейный обед традиции и современность

Беседа с воспитанниками детского дома на тему:

«Семейные ценности и традиции»

Цель: Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких.

Задачи:

    Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.

    Учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них.

    Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.

Ход занятия:

Наш с вами разговор я хочу начать со сказки:

«Звездочка и Луна».

Очень давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет был, то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный?». Звездочка долго молчала и ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной, нет ни одной звездочки похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой. А ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они так спешат. Я спросила у странника, который был долгое время в пути. Он выглядел, очень изможденным, уставшим, каждый шаг давался ему с трудом, но глаза?» «А какими были его глаза - спросила Луна?». Они светились в темноте от счастья и радости. «Чему радуешься странник - спросила Звездочка?». Он ответил, что замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал, дома меня ждет тепло, уют забота моей семьи - жена, дети, внуки. Ради их счастливых глаз, я готов совершить невозможное. С тех пор я стараюсь дарить больше света, тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью. Луна спросила у Звездочки, хотела ли она иметь свою семью. «А разве это возможно?» – с надеждой спросила Звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния и на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым, ярким светом, как будто говорили «Мы рядом, мы здесь, мы теперь одна семья!».

Вопрос : Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы с вами сегодня будем говорить?

(ответы детей).

2) Сообщение темы беседы : «Семейные ценности и традиции».

Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть у каждого человека - это его семья.

Обратите внимание какой смысл заложен в этом слово (схематичное объяснения слова семь-Я, рисуем на доске цветок маленькое семя - это Я + папа+мама+две бабушки+ два дедушки).

Вопросы : Что для вас семья? Почему семья нужна человеку?

(ответы детей).

Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит. Конечно, родные нам люди мамы, папы, дедушки, бабушки, братья, сестры.

Вопрос: Скажите, а если так случилось, что рядом нет родных, чужие люди, совсем не родственники, могут стать вашей семьей?

(Ответы детей)

Семья это опора на всю нашу жизнь. Подчеркивая важность семьи Н.А. Назарбаев провозгласил 8 сентября – Днем семьи.

Вопрос: Скажите, в каком году впервые мы отметили День семьи в Казахстане?

Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями.

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас объяснить смысл нескольких из них:

    Вся семья вместе и душа на месте.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.

    В родной семье и каша гуще:

Побывал в домах я в многих,

Много разного видал,

Кашу всякую видал,

Но в семье родимой нашей

Самая густая каша

Дома близкие мои

Кашу варят из любви.

Доброе семя – добрый всход.

Семя добрый всход дает,

Если на добре растет,

Если добрая семья, Если ты живешь любя

Скоро из тебя взойдет

Добрый и чудесный всход!

Минутка тишины

Говорят, что когда в семье живет любовь и дружба у всех, кто в ней живет, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они расцветают? Послушайте меня внимательно. Усаживайтесь удобнее и сидите тихо-тихо, и тогда случиться чудо. Прислушайтесь к стуку своего сердца. В нем растет бутон цветка. Обратите внимание, как от света и тепла цветок раскрывает свои нежные и ароматные лепестки.

(Звучит музыка со слайдами). 90 сек

А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились цветы в сердце. Давайте будем заботиться об этих цветах.

А теперь вместе поразмышляем:

В каждой семье существует различные семейные ценности и традиции. Скажите, как вы понимаете, что такое семейные ценности? Например, к семейным ценностям можно отнести старое кресло? (ответы детей). К семейным ценностям можно отнести многое: старые письма, бабушкин платок, мебель, дерево посаженное прадедом - это и такие духовные ценности как любовь, верность, доверие. В ценности переходит все то, создает память о наших предках. Но и есть и материальные семейные ценности (счет в банке, золото и т.д.) Что ценнее? (ответы детей).

Вопрос : А теперь скажите, как вы понимаете «Семейные традиции»?

Я вам раздам тексты, вы прочитаете, и скажите, о какой семейной традиции идет речь. Будем строить дом, где строительным материалом, будут семейные традиции, которые необходимы для того, чтобы семья была крепкой и счастливой.

Притча 1 (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: « Давай богатство, мы так бедны!» - сказал муж.

«Нет, давай Удачу» - настаивала жена - «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

Вопрос : Какое бревнышко будет первым?

текст 2 (об уважении)

Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

Вопрос: Какое бревнышко будет третьим?

Текст 3 (мир и лад)

Чувство надежности, поддержки, уверенности у членов семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как гласит народная мудрость: «Не надо клад, если в семье лад».

Вопрос : Как вы понимаете эту пословицу? Какое следующее у нас будет бревнышко?

Текст 4 (понимание и терпение)

Легенда: В давние времена жила большая, дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили, мир, любовь и согласие. Молва об этой семье дошла до правителя, вызвал главу семьи, чтобы узнать, как им удается так дружно жить. Ответ удивил правителя, на листе было написано 100 раз слова: понимание и терпение.

Сценка 5 (о заботе)

И куклу спросила:

Как дочка дела?

Опять ты залезла под стол непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Иди-ка обедать вертушка!

И дочку спросила!

Мама: Как дочка дела?

Опять заигралась наверно в саду

Опять ухитрилась, забыть про еду

«Обедать» кричала бабуля 100раз

А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

И маму спросила:

Бабушка: Как дочка дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки?

А вечером съела сухой бутерброд

Нельзя же сидеть весь день без обеда!

Уж доктором стала, а все непоседа.

Ох, этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами.

Вопрос : Какую семейную традицию показали девочки?

Текст 6. (труд).

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже наша традиция! У каждого из нас свои обязанности, которые нам по возрасту. Каждый занят работой - мама моет пол, брат вытирает пыль, а я мою посуду и выношу мусор. Мы всегда делаем работу дружно, с заботой и поддержкой.

Вопрос : О какой традиции идет речь? Есть ли у нас такая семейная традиция?

Стихотворение 7(о гостеприимстве)

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме,

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне

И угощенья принесли

С гостеприимством дастархана

В казане беспармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая,

И вот на блюде беспармак

Баранья голова дымиться…

Традиций знанья - не пустяк!

Мне это в жизни пригодиться!

Вопрос : Дети, как следующее бревнышко мы назовем? (ответы детей)

Текст 8 (защита)

Родина берет начало с отчего дома. Отчий, значит отцовский, это слово того же корня, что и Отчество – земля наших отцов. Отцовское слово крепкое, нерушимое. Наши мужчины могут все: дом построить, и в трудную минуту встать на защиту Родины.

Вопрос: Что у нас будет являться крышей дома? (защита)

А что будет являться фундаментом нашего дома? (семья)

Мы с вами построили прекрасный, крепкий дом, с добрыми традициями. Давайте, ребята, еще раз повторим, какими традициями наполнен наш дом.

Вопрос: Такой дом может разрушиться? (ответы детей).

Мы с вами тоже одна большая семья, и так хочется, чтобы она была у нас дружной и сплоченной, чтобы в нашей семье царил мир, покой и взаимопонимание.

На этом беседа наша закончена, благодарю всех за внимание!

7.00 – подъем. Пожелать воспитанникам доброго утра. Уважительное отношение друг к другу, уступить, если это необходимо. 7.05 – зарядка. (проводят физорги класса). Ц.: укреплять здоровье детей. Корректировать двигательную активность. 7.15 – уборка постелей. Всем воспитанникам встряхнуть и натянуть простыни. О.В.! Сережа Жуков, Гафар. 7.20 – утренний туалет. Ц.: прививать навыки личной гигиены. Воспитанникам умыться, почистить зубы, расчесаться. Закреплять санитарно-гигиенические навыки. О.В.! Влад, Света Кушнир, Саша. 7.30 – завтрак; 14.30 – обед; 18.30 - ужин. Ц.: Развивать навыки культуры питания, поведения в столовой. Спокойно без шума заходить в столовую, садиться на свои места, соблюдая тишину и порядок. После еды дежурные убирают со столов, подметают пол, все благодарят поваров за приготовление пищи. (Проверить сервировку столов, знакомить с названием блюд) Зад.: требовать аккуратности и порядка во время приема пищи от Новикова Дмитрия, Юли; учить правильно пользоваться столовыми приборами Никиту. 7.50 – утренняя уборка в группе по графику. Контролировать качество уборки. Дежурные сдают объекты. 8.10 – подготовка к школе: переодевание (проверка внешнего вида воспитанников). Стимулировать потребность к занятиям. Приготовить всё необходимое к урокам, дежурные проветривают классную комнату, готовят доску к работе. Напомнить об ответственности каждого за работу на уроке 8.30 – сдача детей учителю. 14. 00 – прием детей из школы; Узнать у ребят, как прошел учебный день. Чистка и уборка школьных форм. Ц.: убедить детей в важности содержания в порядке своего гардероба. Проверить формы у каждого! О.В! Фомин Влад, Кирилл! Ц.: убедить детей в важности содержания в порядке своего гардероба. 14.20 – подготовка к обеду. Мытье рук с мылом. Контроль! модульное оригами (кружок) 14.00-15.00 - Гафар, Света, Коля, Дима, Юля; 15.00-16.00 – Амина, Юля, Саша, Гафар – вокальная студия. 15.30 – приведение в порядок спален. (Контролировать качество уборки). 16.00 - воспитательное занятие по направлению «Семья» Анкетирование «Какой бы я хотел видеть свою семью»

16.20 - самоподготовка. Цель: убедить детей в пользе знаний. Воспитывать потребность в добросовестном выполнении домашнего задания. Задачи: добиваться тишины и порядка при выполнении д.-з. от Саши, Кирилла; требовать аккуратности при написании письменных работ от Гафара, Влада; следить за правильной посадкой за столом (Кирилл, Амина); своевременно оказывать индивид. помощь слабым ученикам (проводить физкультминутку; подведение итогов с.-п.).18.30 - вечерняя прогулка на свежем воздухе. Прогулка-наблюдение. Коррекционные задачи: развивать внимание, память. Наблюдать за живой природой, явлениями в природе, отвечать на вопросы и задания воспитателя. 20.00 – вечерняя уборка в группе по графику. Контролировать качество уборки. 20.15 – вечерний туалет. Ц.: прививать навыки личной гигиены. (Воспитанникам умыться, почистить зубы, помыть ноги и прочее.) Девочкам постирать колготки; мальчикам – носки. Контроль!20.30 – отбой. Воспитанникам раздеться, сложить аккуратно свои вещи, покрывало и лечь спать. (Напомнить воспитанникам о поведении после отбоя).21.00 – сдача воспитанников ночной няне.

Семья – величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям.

Цели:

1. Создавать атмосферу взаимопонимания, дружбы между родителями и детьми
2. Раскрыть сущность понятий «конфликт», «компромисс», выработать правила предупреждения конфликта.
3. Воспитывать культуру общения и уважение к взаимоотношениям в семье.
4. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в семье.
5. Формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи темы:

1. Расширить знания школьников о вредных привычках.
2. Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.
3. Сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками,
4. Способствовать формированию у родителей позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть.
5. Формировать умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций.

Основные понятия: семья, счастье, любовь, нравственность, конфликт, сквернословие, воспитание, компромисс

Подготовительная работа:

1. Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию».
2. Выучить стихи.
3. Анкетирование учащихся «Как я отношусь к сквернословию».
4. Обсуждение темы и формы мероприятия.
5. Формирование групп, определение заданий.
6. Выявление лидеров групп (ответственных). Помощь классного руководителя.
7. Подбор и отбор материала по теме.
8. Обсуждение хода мероприятия с лидерами.
9. Подготовка участников.

Оборудование: бумага, карандаши, кроссворд, таблички.

Место проведения: учебная аудитория.

Прогнозируемые результаты:

Проявление уважительного отношения к страшим;
формирование негативного отношения к сквернословию;
активное участие родителей в жизни класса;
овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
проявление самостоятельной творческой активности.

Предварительная подготовка

В ходе подготовки к проведению мероприятия необходимо составить список высказываний философов, писателей, поэтов о добре и зле, о любви и ее месте в жизни каждого человека. За две-три недели до проведения мероприятия учащиеся делятся на две группы, каждая из которых получает конкретное задание. Первая группа подбирает материал о сквернословии, вторая подбирает пословицы и мудрые высказывания. Ученики делятся на группы произвольно. Учитель делает собственную подборку материала. Оформление классной доски. Приглашение родителей, психолога.

Ход занятия

I. Актуализация темы

Учитель. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о нашем отношении ко всему, что нас окружает, об отношении самых близких людей, о причинах непонимания разных поколений и о путях, которые приведут нас к правильному решению.

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: слезы и смех,
Взлет и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
И стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

Давайте, определим главные понятия, о которых сегодня пойдет речь. Учитель предлагает разгадать кроссворд, ключевым словом которого является «воспитание».

1. Чувство самоотверженной сердечной привязанности. Ответ: любовь.
2. Соглашение с кем-либо путем взаимных уступок. Ответ: компромисс.
3. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения, блаженства. Ответ: счастье.
4. Глава семьи (ласково). Ответ: папа.
5. Как мы можем назвать сложные ситуации в семье, одним словом. Ответ: конфликт.
6. Самые близкие родителям люди. Ответ: дети.
7. О ком говорится в этом четверостишии?

Что бы было и в сердце и в доме светло,
На ее доброту отвечайте добром.
Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

Ответ: мама.

8. Вспомните пословицу: ... и труд все перетрут. Ответ: терпение.
9. Использование нецензурных выражений. Ответ: сквернословие.
10. Назовите одним словом то, в чем заключены все эти понятия: опора, давление, контроль, защита, ценность, тыл. Ответ: семья.

II. Основная часть

Учитель. По словарю С.И. Ожегова, дом – жилое здание, а также люди, живущие в нем, семья, их хозяйство. А что значит «дом» для каждого из нас, из чего он состоит? Издавна русские женщины берегли свой дом с помощью заклинания (заговор на благополучие семьи):

В доме моем 4 угла,
В каждом углу 3 молодца,
Добро, Уют, Покой живут,
Дом мой от напасти стерегут,
От угла к углу ходит девица,
По земле коса ее стелется,
Зовут девицу Любовь,
На ней и держится мой кров.

Любовь, счастье, взаимопонимание – основы жизни каждой семьи. Итог: в доме здоровый дух , ведь «было бы здоровье, а все остальное приложится». С чего начинается каждый дом? – С любви. «Любить – значить жить жизнью того, кого любишь» (Л.Толстой).

Учитель. Какая бывает любовь? Что такое родительская любовь? Большинство уверено, что любовь – это добро. Если говорить о слепой родительской любви, она зачастую развивает в человеке эгоизм, самовлюбленность, вседозволенность и заканчивается, как правило, черной неблагодарностью детей к своим родителям. Любовь – это не только добро, но может быть и злом.

Ученик: Любовь

Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.
Она меня лишила веры
И вдохновение зажгла,
Дала мне счастие без меры
И слезы, слезы без числа...
Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;
А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль, – и в блеске
новом
В душе светилася моей!
Я все забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во
власть,
Благословить ее не смею
И не могу ее проклясть.
(А.Апухтин)

Учитель. Мама – «теплая», играет роль хранительницы домашнего очага, а отец твердый, не жестокий, но строгий, в результате у ребенка закрепляется ощущение, что мир не опасен и формируется оптимистическая направленность личности. В силе отца ребенок черпает свою силу, что становится основой уверенного и успешного поведения. В случае неудач, такие дети идут за помощью и подсказкой к отцу, для анализа ситуации, а к матери, за эмоциональной поддержкой, главное, чтобы у ребенка была удовлетворена потребность в поддержке и руководстве. Лишившись постоянного общения с отцом, подросток теряет долю уверенности в том, что его любят, защищают и понимают. Основа отцовского воспитания – это родительская твердость. «Для того чтобы воспитание детей было успешным, надо чтобы воспитывающие люди, не переставая, воспитывали себя» (Л.Н. Толстой). Мы в вечном, неоплатном долгу перед родителями, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите их, не причиняйте им боли своими словами и поступками. А если уж случилось, что ненароком обидели их, то не стесняйтесь попросить прощения. Морщинки на лицах ваших мам и пап появляются оттого, что вы чем-то их огорчили.

Счастье: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Н. Толстой).

Учитель. Инсценировка «Рецепт счастья».

Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавить две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни, и предложите каждому, кого встретите на своем пути (И.Беляева).

Конкурс знатоков пословиц

Учитель. Начало пословицы у меня на языке, а окончание в мячике. Кому мячик попадет, тот договаривает пословицу.

Вся семья вместе, так и душа на месте.
Совет да любовь, на том свет стоит.
Счастье без ума – дырявая сума.
(Что найдешь, и то потеряешь .)

Счастливому быть – никому не досадить.
Где любовь, тут и Бог.
Тишь да гладь, да Божья благодать.

Конфликты в семье и способы их разрешения

Учитель. Поговорим о семье, конфликтах в семье и способах их разрешения, будем размышлять, объяснять, чтобы понятия «компромисс, сотрудничество» прошли через ваши мысли, и были приняты сердцем, чтобы они превратились в убеждения, а убеждения в добрые и красивые поступки. Конфликт – это ситуация, при которой происходит столкновение различных точек зрения. Все проблемы, все мелкие ссоры можно объединить в три большие группы: Первая причина наличие противоположной точки зрения. Вторая причина неумение членов семьи контролировать свое поведение. В чем выражается умение контролировать свое поведение? Кричать, обзывать друг друга, стучать кулаками, выражаться нецензурно все это является неумением владеть собой. Третья причина – нежелание идти на компромисс. Компромисс значит, кто-то должен уступать сегодня, уступишь ты, завтра уступят тебе. Без уступок таких проблем нельзя разрешить. Это самая сложная причина нежелание уступать друг другу в семье. Значит, каким путем решать конфликты? Мирно, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мириться труднее. «Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале» (Л.Н. Толстой). Как вы думаете, почему частенько родители и дети ссорятся.

Обсуждение. Ученики и родители высказывают свои мнения.

Учитель. Даже в благополучной семье иногда все же случаются ссоры и конфликты. Как их избежать, что не нужно, а что нужно делать в этих ситуациях?

Работа в группах: два круглых стола родителей (которые сегодня будут детьми), два круглых стола детей (которые сегодня выступают в роли строгих родителей), круглый стол гостей психолог, социальный педагог, два родителя, двое детей выступают в роли оппонентов. Дети и родители получают карточки с проблемными ситуациями. Работа до 3 минут. Разыгрывание ситуаций, обсуждение. Дети и родители заканчивают предложения, затем по просьбе ведущего обмениваются листочками. Дети читают про себя то, что написали родители, а взрослые то, что написали дети. После каждого выступления групп слово предоставляется оппонентам.

Задания для детей
(родители строгие)

Задания для родителей
(дети непосредственные)

Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребенка двойка. Вам надо выяснить причину и принять решение.

Вы получили двойку, вам надо объяснить родителям, за что и почему. Они будут ругаться.

Ваш ребенок учится в меру своих способностей, но ничем не хочет помогать по дому. Вы поручили ребенку уборку в доме, а он (она) заигрался в компьютер и не сделал. Ваша реакция?

В вашей комнате беспорядок. Вас мама попросила убраться, а пришел друг, вы заигрались в компьютер. Как объяснить маме или папе?

Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким

Посторонние люди обращают внимание на вашу грубость, жалуются маме (папе), что вы нецензурно выражаетесь. Вам идти домой.

Сейчас каждый посмотрел на себя со стороны и узнал свои поступки, свои слова, может, даже свое поведение. «Отцам» и «детям» нужно приложить немало усилий, чтобы научиться понимать и уважать друг друга.

Сквернословие и здоровье

Учитель. Наши ценности это то, во что мы верим с детства. Даже маленькие дети легко усваивают, что правильно, что неправильно, и принимают решения, основанные на семейных ценностях. В каждой семье они свои. Но есть ряд общепринятых вопросов, связанных с воспитанием здорового во всех отношениях подростка. Вдумайтесь в факты! За 20 последних лет число детей с отставанием в умственном и физическом развитии выросло в 10 раз, более 80% новорожденных больны, здоров лишь каждый 10 выпускник школы. 54% молодежи, родившейся в 80-е годы, не способны окончить среднюю школу. Одной из причин происходящего является наша словесная распущенность. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. «Мат» доносится с экранов телевизоров. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

Ученик:

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!

Учитель. Анализ результатов анкетирование среди учащихся класса: «Твое отношение к сквернословию».

Ученик 1. Человек – часть Космоса, где все происходящее тесно взаимосвязано, он является источником энергии. Слово человека тоже энергия, способная распространяться в пространстве. Хорошее слово хорошее насыщает пространство позитивной, созидательной энергией, кому-то помогает, нецензурное, грязное слово засоряет пространство, человек может заболеть, соприкоснувшись с отрицательной энергией.

Ученик 2. Очень хорошо это выразил М.Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьезно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

Ученик 1. Исследователи речи утверждают, что матерные имеют исконно русские корни. В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Однако все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место поле. Отсюда и выражение «поле брани». Значение фразы это поле матерной ругани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик» – громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных «ма» и «мя» – в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Самым важным и научно подтвержденным является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет, но и, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Ученик 2. Исследователи доказали, что бранные слова воздействуют на наследственность человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими мутантами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произноситься то громко, то шепотом.

Ученик 1. Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли», т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген. И вот перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма. Исследования показали, что заядлые сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не ругается матом. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. Бездуховность – вот основная причина, как психической, так и физической патологии. Только духовное совершенствование человека может явиться защитой от различных заболеваний. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать в себе?

(Ответы ребят .) До необъятных размеров нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли дает право выбора, – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Учитель. Как вы понимаете пословицы?

Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Спасибо на добром слове.
Ласковое слово, что вешний день.
От доброго слова язык не усохнет.

Обсуждение пословиц учениками и родителями

Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей. Ребята называют слова, с которыми они обращаются друг к другу в классе, при общении с взрослыми в семье, в школе...

Заключение

Слово о словах

И я хочу на свете белом,
Чтоб слово снова стало делом.
Чтоб для послов
и для ослов,
Между вождей,
В кругу пророков
Прекрасный смысл
Прекрасных слов
Освободился от пороков.
Чтобы святое слово
Честь –
Не вызывало слова
Месть.
Чтоб утвердительное
Да
Произносилось
Навсегда.
Чтоб пред будущим ответ
Всегда держало слово: нет!
Чтобы ценою всех свобод
Хранил достоинство народ.
Чтоб мир светлее стал и шире
И не пускался в распри вновь.
Чтоб вечно царствовали в мире
Надежда,
Вера
И Любовь!
(Михаил Дудин)

Учитель. Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое наше желание отражается на окружающих людях. Проверяйте свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Давайте все вместе сформулируем принципы взаимоотношений в семье :

Терпение.
Внимание.
Взаимопомощь и вежливость.
Всегда и во всем поступай по совести.
Уважай мнение другого человека, даже если ты с ним не согласен.
Всегда поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Заботься обо всех живых: и о людях, и о животных, только тогда сможешь быть добрым.
Старайся не нарушать библейские заповеди.
Не обижай никого ни словом, ни делом.
Все отношения строить только на доверии.
Делай добро, и оно вернется к тебе.

Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Всего вам доброго!

Используемая литература

  1. Библия.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2004. С. 272 (Педагогика. Психология. Управление).
  3. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002. С. 288 (прил.).
  4. Народное образование // Общественно-педагогический журнал. № 7. 2007. С. 153–158.

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Методическое оснащение:

Плакаты с пословицами (демонстрационные),

Карточки с пословицами (индивидуальные),

Схематические изображения (дом, люди, солнце и т.д.)

Видеозапись «Наши увлечения»

Реквизит для конкурсов (куклы, пеленки, ленты, воздушные шары, фломастеры, костюмы для инсценировки)

Предварительная работа:

Цикл занятий по семейному воспитанию по программе «Добрый дом»

Разучивание стихов по сценарию,

Рисование на тему «Наша дружная семья»

Ход занятия:

Вед. Волшебный символ жизни – семья.

В нем капелька Отчизны, в нем я,

В нем все родные, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем солнце, и березка, и дом

В нем все тепло смеется кругом.

Задумайтесь, что же такое «семья»? Продолжите на своих карточках фразу «Семья –это…» (Дети зачитывают ответы).

Значимость понятия «семья» очень велика. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой (ставит макет дома), есть люди, живущие вместе (силуэты). У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее.

Можно сказать, что это семья?

Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома?

(ответы детей)

Правильно. Вы перечислили много условий и душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. Но как быть? Нет законов, обязывающих людей быть добрыми, любящими, заботливыми. А вот счастливые семьи существуют тысячи лет.

Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?

(ответы детей)

Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости. Используя их, мы постараемся сейчас оживить этот дом, а его обитателям поможем обрести душевную близость.

Ведущий закрепляет на доске «смайлик».

Что это? (ответы детей)

Ведущий открывает первую пословицу.

Я предлагаю такую пословицу: «Добрый дом держится трудом» Вы согласны?

Тогда вы без усилий сможете собрать пословицы, которые спрятаны под ромашковой поляной. Нужно составить из двух частей одну из известных вам пословиц. А Мише предлагаю вспомнить пословицу по картинке.

(Дети разбирают карточки и составляют пары, зачитывают получившиеся пословицы)

О чем пословицы?

Какое качество необходимо этой семье в первую очередь?

Какой лучик мы им подарим?

«Трудолюбие» (прикрепляем лучик к смайлику)

А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие. (прикрепляем к дому цветы, дерево, кошку)

Следующая пословица такая: «Когда в семье лад – не нужен и клад». (открываем пословицу)

Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке. Давайте убедимся в этом.

Инсценировка «Мир в семье всего дороже»

Ведущий: Жили-были дед де баба.

Жили не тужили,

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все бы ладно, да курочка-невеличка

Взяла, да и снесла яичко.

Яичко не простое, яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с бабкой дед.

Так и так, такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать,

Иль на доллары сменять?

А может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Что ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор?

Иль возьмем телегу мыла

Чтобы дома чисто было.

Может купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор,

Да житейский шумный спор!

То не се, да то не так!

Ты балда!

А ты дурак!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит, около стола стоит.

Ну, никак не ожидала стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько,

И крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила!

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет баба:

Что наделала ты, Ряба?!

Дед не плакал, как не странно,

Вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Да, действительно, мир в семье всего дороже. И сохранить его поможет лучик « Взаимопонимание» . Подарим такой лучик? (к смайлику прикрепляем луч)

Вот и улыбаются жители нашего дома! (переворачиваем силуэты).

Открываем следующую пословицу. «Другим не поможешь – сам пропадешь».

О чем в ней говорится? (ответы детей)

Взаимопомощь – великая вещь. А самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и быстро, являются наши руки. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны запеленать куклу и завязать бантом. (играют две пары). Молодцы, справились!

Дарим нашим друзьям лучик « Взаимопомощь» .

Открываем следующую пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

О чем она?

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!

Света белье стирает,

Сергей подметает пол,

Дима посуду моет,

Думая про футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык,

И отдыхать умеем –

Жарим в лесу шашлык!

припев

Дарим лучик «Дружба»

Следующая пословица «Веселье делу не помеха». Хорошее настроение поможет и в труде, и на отдыхе. А чем больше семья – тем больше хорошего настроения! Предлагаю шуточный конкурс «Большая семья» (Гоша, Валера)

Нужно надуть шарик – это будет дом, и поселить туда большую семью (нарисовать маркером человечков)

Дарим лучик «Веселье» (чувство юмора).

И последняя пословица: «Делу время – потехе час».

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединится и лучше понять друг друга.

Какие семейные увлечения вы знаете?

Чем увлекаются дети нашей семьи?

Просмотр видеозаписи об увлечениях детей семьи «Улыбка».

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? (дети зачитывают)

    Трудолюбие

    Взаимопонимание

    Взаимопомощь

    Дружба

    Чувство юмора

    Семейные увлечения

Я думаю, мы помогли нашим друзьям. Они улыбаются, держатся за руки и дом выглядит веселее. Если они постараются, у них обязательно будет крепкая семья. Может быть она будет похожа на нашу «Улыбку».

Выставка рисунков.

А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец, вашей души и вот такое доброе солнышко.

И закончим наше занятие стихами.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

«Великое чудо семья!

Храните ее! Берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не перечесть.

И порою забываем,

Что в тревогах и заботах

Главное – семью сберечь!

В семье как в солнце – много света,

Улыбок много и добра.

Пусть не проста дорога эта,

Зато надежна и светла.

Все дети : Пусть крепкой будет наша семья – иначе жить на свете нельзя!


Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.


Лучшие статьи по теме