Идеи подарков. Информационный портал
  • Главная
  • По празднику
  • Основные периоды психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста Психическое развитие детей разного возраста

Основные периоды психического развития ребенка. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста Психическое развитие детей разного возраста

Мозг в этом возрасте начинает замедлять свой рост. Если за первый год окружность черепа у ребенка увеличилась на 12 см, то в течение второго года она вырастает только на 2 см. В конце 1-го года мозг малыша составляет три пятых, а в конце второго года -четыре пятых объема мозга взрослого человека.

Подвижность. Еще в грудном возрасте проявлялась потребность в движении. Возрастает эта потребность на втором году жизни. Ребенок ползает, ходит «на четырех», «гуляет» по всей квартире с помощью ходунков. А если взрослые помогают малышу, после года он пытается шагать. Малыш передвигается очень осторожно, ему нравится стоять на ногах не опираясь, он может постоять какое-то время, стоит он шатаясь, потому что не может держать равновесия. Это именно тот момент, когда малыша нужно учить ходить.

Сначала ребенка нужно поддерживать под мышки или за плечи, затем — за руки, а впоследствии — за одну ручку. После нескольких недель «тренировок» малыш начинает ходить. Он часто падает; если во время этого процесса сильно ударится, то хождение на время прекращается. Ребенок пробует ходить в течение нескольких месяцев, широко расставляя ноги, иногда раскинув для равновесия руки. С полутора-двух лет малыш начинает понемногу бегать, двухлетний ребенок бегает уже хорошо.

Возможно в этот период малыш на время перестанет ходить, родители не должны пугаться, биться в панике или заставлять ребенка. Успех в достижении определенной степени развития маленького ребенка должно наступать само. Никакое созревания не происходит по велению волшебной палочки. Всякий раз, когда ребенок падает, ему надо помочь встать, успокоить, похвалить. Отношение родителей к тем или иным действиям имеет важное значение в формировании личности малыша. Если родители каждый раз упрекают ребенка, смеются над ним, когда он падает, малыш начинает бояться этих упреков, и ходить вообще отказывается, следовательно, развитие задерживается. В подавляющем большинстве 12-15-месячный ребенок ходит сам; в 18 месяцев он может даже немного бегать. В этом же возрасте малыш умеет ходить по лестнице вниз или вверх, если его поддерживают за руку или он имеет возможность держаться за поручни. Двухлетний ребенок хорошо бегает, но еще довольно часто падает.

Между 10 и 14 месяцами ребенок может (держась за кроватку или за руку взрослого) наклониться и поднять игрушку, без потери равновесия. А уже 15-месячный малыш может без всякой опоры поднять предмет, что его интересует. Между первым и вторым годом ребенок хватает обеими руками мяч и бросает его, может бить мяч ногой. Между вторым и третьим годами он ловит и бросает матери мяч, выполняет небольшие задания, умеет принести не разливая стакан воды.
Вместе с совершенствованием общей подвижности развиваются и совершенные движения. Ребенок становится все более умелым и собранным! Мы видели, что в конце первого года жизни как ему удавалось хватать мелкие предметы кончиками своих пальцев. Теперь малыш сам подходит к каждому предмету, что его интересует, принимает или рукой, или пальцами и часто несет в рот. Рот все еще остается органом познания!

Иногда, взяв предмет, ребенок ударяет его, роняет или бросает или кладет на другое место. Он начинает «копаться» в ящиках, шкафах, в корзине для бумаги, доставая оттуда все подряд. Возникает опасность несчастных случаев и отравлений! Ребенок находится в стадии исследования, постоянного движения, а взрослые воспринимают это как непослушания. Попытки родителей «прекратить это безобразие», заставить ребенка «вести себя как следует» оказывают на нее тормозной эффект и вызывают чисто негативную реакцию. В этом периоде, когда ребенок завоевывает окружающее пространство, лучше всего направлять ее «деятельность» на игры и интересные занятия. Малышу необходим этот исследовательский этап для формирования ловкости и здорового трудолюбия. А кроме того, ему нужно время, чтобы научиться понимать мир взрослых.

Речь . В развитии речи заметны большие достижения. От звуков, выкриков, отдельных слов ребенок переходит к образованию предложений, состоящих из двух-трех или нескольких слов. Так рождается присущий ребенку язык с неповторимыми смещениями гласных и согласных, с выдумками, которые дают маленькому человеку широкие возможности для самовыражения и формулирование своих запросов.

Этап исследование и постижения окружающего мира в значительной степени способствует развитию речи. Еще одним обязательным условием является нормальный слух. Когда в семье и во дворе постоянным средством связи служит речь, когда ребенок растет в атмосфере любви, покоя и понимания, то, что он слышит, помогает ему, стимулирует развитие речи. И наоборот. Ссоры, крик, «сцены» — то для ребенка что-то непостижимое, а услышанные слова сочетаются с негативными ощущениями, в таких условиях наблюдается торможение развития речи. Хочу заметить, что в этом возрасте ребенок своеобразно воспринимает («переживает») названия и имена.

Запоздалое развитие речи у детей . Считается нормой, когда ребенок в 12 месяцев произносит 3-5 двусложных слов («мама», «да-да», «би-би», «ди-ди»), в 18 месяцев запас слов малыша состоит из 18-20 единиц. Но не все дети начинают говорить слова в одном и том же возрасте. В медицинской практике очень часто бывает, что на этот период ребенок еще «не всегда умеет говорить». Родители обращаются к педиатру, логопеду, психологу с вопросом: ребенок немой или умственно отсталый? Хотим уточнить сразу: о немоте можно говорить, если ребенок не слышит на уши, имеет серьезные расстройства нервной системы, головного мозга или наследственные заболевания. Когда есть подозрение на глухоту, при клиниках уточняют диагноз.

На второй вопрос, не является ли запоздалое развитие речи у дете й признаком умственной отсталости, врач должен отвечать очень осторожно и только после подробного ознакомления с физическим развитием, психическим созреванием ребенка и профессиональным его осмотром. Есть так называемая пассивная речь (ребенок все понимает, но не говорит) и активная речь (выражает словами). Любой ребенок примерно годовалого возраста, умеет показать близкого человека приносит известный предмет по просьбе взрослого (выполняет задачи),такое развитие я считаю нормальным. Я видел детей, до двух-трех лет которые произносили очень мало слов или даже ни одного. Они слышали и понимали все, о чем говорилось вокруг, выполняли несложные задания, выражали свои желания или нежелания знаками, когда речь шла о них (следовательно, слышали).

У некоторых детей, «которые научились выражать свое мнение позже; общепринятых сроков, есть свой, достаточно богатый« словарь »(жаргон), очень часто это интонации и оттенки человеческой речи, но звуки не передают ничего такого, что могли бы понять окружающие. Я хочу напомнить, что некоторые известные лица лица в области мировой культуры и науки начали говорить очень поздно (Лучиан Блага, Томас Карлайл, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон и др..).

В нормальных детей, которые опаздывают с развитием речи на 18-24-м месяце наступает резкий скачок, они начинают произносить слова и выражать свои мысли не менее четко, чем дети, которые начали говорить вовремя.

Мы рекомендуем не прекословить не делать замечаний детям, если они произносят слово «по-своему»; вместе с тем взрослые не должны перенимать от малышей «их язык», а говорить правильно, спокойно и четко произнося слова.

Когда в семье говорят на двух языках. Почти все научные работы по этому вопросу которые я читал рекомендуют разговаривать с ребенком на одном языке, чтобы не тормозить его развития разговорной речи. И все же в последнее время утверждается мнение его разделяю и я, что с малышом можно разговаривать на двух языках, чтобы один человек всегда говорил одним и тем же языком: мать, например, родным языком (румынским или украинским), а отец — тем, который он хорошо знает. В таком случае ребенок привыкает обращаться и отвечать матери или отцу тем языком, которым привык общаться с данным лицом. Так ребенок с детства усваивает сразу два языка, что в современном мире имеет большое значение.

«Радость разрушения» . Несмотря на свою еще не очень уверенную походку, малыш перебрасывает или портит разные вещи, таскает книги из библиотечного шкафа, рвет газеты, пачкает стены и т.д..

По мнению взрослых — это разрушительные действия. Вот почему называют этот период разрушительным, или «возрастом разрушения». Но взрослым следует знать: у ребенка еще нет понимания того, что он портит или ломает, он радуется каждой своей «победе», каждому действию, без умолку испытывает что-то новое, исследует и постигает мир вещей и людей.

Психическое развитие . Еще в конце первого года у малыша возникало приятное чувство, когда ему уделяли внимание или когда ему удавалось добиться какого-то успеха в результате многочисленных попыток и неудач. Деятельность ребенка имеет определенную цель и происходит в определенных условиях, отсюда — организация поведения в зависимости от результатов.

Начиная с 15-го месяца ребенок постепенно усваивает понятия «нет». Он уже научился ходить, стал самостоятельным в своих действиях, иногда даже бесстрашным; начинаются упреки, а некоторые матери только и делают, что запрещают. «Нет, нет, нет», — повторяет мать, качая головой. Ребенок слушает ее, и этот жест отказа приобретает значение языкового смысла. Это первая абстрактная идея, кристаллизуется в мышлении ребенка. С этого момента ребенка можно воспитывать. Отказ или запрет матери, если им пользоваться разумно, не грубо и только со второй половины 2-го года жизни, благотворно и для ребенка. Формирование своего «я» подкрепляется лишением чего-то, отказом или запретом, и именно они играют фундаментальную роль в умственном и психическом развитии ребенка .

Когда можно говорить об умственной отсталости ребенка? Тогда, когда он не выполняет нескольких минимальных условий:

а) в двухлетнем возрасте не произносит 3-х слов и не умеет показать рукой на две близкие ему лица или на 3-4 предметы в комнате

б) не может самостоятельно садиться или вставать на ноги

в) контакт с окружающим миром так слаб, что ребенок не может отличить ласковое слово от категорического «нет»

г) не следит взглядом за расположенными сбоку от него игрушками и не пытается схватить, когда их «забирают»

д) не чувствует «ожидания» (игра в кукушки, в козу-рогатую т.п.);

е) во время кормления никак не общается с лицом которое кормит;

ж) принимает только жидкие блюда.

Родившийся младенец совсем не приспособлен к жизни вне маминого живота. Только забота, внимание и ласка помогают ему жить, расти и развиваться в этом сложном, неизвестном и таком интересном мире. Со временем кроха приобретает все новые и новые умения, оттачивает свое мастерство день за днем и становится настоящей радостью своих родителей. В этом разделе сайта мы расскажем, как происходит психическое развитие у детей разных возрастов.

Первый год жизни

  1. Узнает маму, папу, близких родственников. Улыбается и активно радуется их приходу.
  2. Может показывать родных на фотографии.
  3. Знает свое имя, отзывается на него.
  4. Хлопает в ладоши, машет «пока».
  5. Радуется и заливисто смеется во время игры.
  6. Говорит отдельные слова и слоги «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и другие.
  7. Может самостоятельно увлекаться игрушками и играть без взрослых до 5 минут.

Психическое развитие ребенка от 1 до 2 лет

Ваше чадо будет активно развивать свою речь и увеличивать словарный запас. Так, временами можно заметить, что за несколько дней маленький болтун освоил 5-10 новых слов и теперь активно их употребляет.

Кроха четко знает своих родителей, ассоциирует слова, связанные с едой и игрушками, с представлением визуальных образов. Именно поэтому так важно, чтобы окружающие ребенка , а не переделывали их на детский лад, так как именно то, что кроха будет слышать, он и начнет ассоциировать с тем, что он видит.

важно В возрасте полутора лет у ребенка могут появляться первые осознанные страхи и нехорошие привычки, например: часто дети начинают бить родителей или братика, сестричку. Здесь родителям придется приложить немало усилий, чтобы объяснить маленькому несмышленышу, что такое хорошо и что такое плохо.

Развитие детей 2-3 лет

В этом возрасте и расширять активный словарный запас. Если ранее их речь была односложной, то сейчас в ней могут появляться очень простые предложения. Речь ребенка эмоционально окрашена.

Уже может запомнить и рассказать, что было вчера, т.е. появляются элементы долгосрочной памяти. Чтобы ее тренировать и совершенствовать вам, конечно же, помогут детские стихотворения для разучивания и запоминания.

Малыши уже могут узнавать основные цвета (красный, синий, желтый, черный), но делают это еще при помощи старших. Все эти навыки малыш приобретает и в дальнейшем интенсивно развивает и совершенствует.

Развитие детей на четвертом году жизни

После трех лет малыши начинают активно развивать свои социальные навыки. Это прекрасно видно, если понаблюдать за их детскими играми. Игры теперь носят ролевой характер. Так, девочка может играть с куклой в дочки-матери, а мальчик - в полицейского. Также мальчики начинают осознавать свою социальную роль защитника, активно стараясь защищать свою маму или сестру.

Основные показатели психического развития детей 3-4 лет:

  1. Ребенок воспринимает не только слова, которые он слышит, но и улавливает, с каким настроением они произнесены. Чувствует и различает интонации.
  2. Постоянно подражает взрослым. Переносит ситуации из жизни взрослых в свои игры, принимающие ролевой характер.
  3. Различает основные цвета и формы предметов.
  4. Активно помогает старшим, участвует в жизни семьи.
  5. Появляется критика к поведению окружающих и самокритика. Знает и понимает, что хорошо, а что плохо.

Психическое развитие детей 4-5 лет

Развитие памяти просто не может не поражать взрослых. Малыши на лету воспринимают всю информацию, которую они только слышат или видят. Именно поэтому нам, взрослым, стоит быть осторожными со своими высказываниями или поступками, даже тогда, когда кажется, что чадо за нами не наблюдает или не слышит.

В социальном мире малыш продолжает активно развиваться и познавать себя. Он начинает ощущать свое место в этом мире. Появляется такое понятие, как самооценка. Теперь кроха старается делать все возможное, чтобы получить похвалу от взрослых. Для него сейчас очень важно чувствовать себя полезным и нужным.

информация Постоянное подражание взрослым очень сказывается на формировании личности малыша. Именно поэтому можно сказать, что от поведения родителей зависит то, каким вырастет их ребенок.

Психическое развитие детей дошкольного возраста

Уже через год малыш переступит порог школы, и сейчас нужно создать все условия для того, чтобы он там чувствовал себя комфортно и был к этому готов.

  • Очень важно, чтобы ребенок научился управлять своими эмоциями, не «работать на публику», а естественно проявлять все чувства: радость, сожаление, грусть и т.д.
  • Он должен уметь выслушать объяснение взрослого, почему это нельзя, что из этого следует и как правильно поступить.
  • появляются не только простые, но и сложные предложения повествовательного характера. Словарный запас дошкольника достигает уже трех тысяч слов и продолжает активно увеличиваться.

О достаточном психоэмоциональном развитии ребенка свидетельствуют такие умения:

  • знание адреса, фамилии, имени, отчества (не только своего, но и родителей);
  • уметь определять, где лево и право;
  • знать простые антонимы – слова с противоположным значением (много-мало, верх-низ, хорошо-плохо);

информация Правильным можно назвать развитие в этом возрасте, если ребенок уверенно пользуется временами глаголов: настоящим, прошедшим, будущим; знает назначение предметов, их составляющие и из чего они сделаны.

Совершенствование умственных процессов сопровождается : непроизвольное запоминание сменяется осознанным. Юному ученому легче запомнить наизусть песню или стихотворение. Главное – проследить, чтобы ребенок не просто зазубривал, а хорошо понимал, что он заучивает.

Без точного знания психологических особенностей детей разных возрастов трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка, строить на ее основе обучение и воспитание.

Младенческий возраст

Люди, окружающие младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают уход за ним, обучают, воспитывают, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к обществу. Поддержка ребенка со стороны родителей начинается с рождения и продолжается как минимум полтора десятка лет, пока ребенок не станет взрослым и самостоятельным. Но и взрослому человеку для того, чтобы оставаться человеком и развиваться, нужна поддержка со стороны других людей, взаимодействие с ними. Без этого он деградировал бы как личность.

Вместе с тем младенец уже при рождении обладает немалым запасом готовых к употреблению инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и прогрессировать в развитии. К примеру, при рождении у малыша имеется немало сложных движений, развивающихся в процессе созревания организма, есть элементарные формы восприятия, памяти.

Младенец, которому от рождения всего 1-2 дня, уже способен различать вещества по вкусу, сразу же начинает функционировать обоняние, зрение, слух, развиты элементарные движения.

Со второго месяца жизни ребенок различает цвета и реагирует на людей, отличая их от окружающих предметов. В возрасте 2-3 месяцев младенец реагирует на улыбку матери ответной улыбкой. Это комплекс оживления. Установлено, что интенсивное эмоциональное общение взрослых с ребенком способствует, а редкое и бездушное препятствует развитию комплекса, может привести к задержке психического развития.

К 3-4-х месячному возрасту дети поведением показывают, что они предпочитают видеть и слышать лишь знакомых людей-членов семьи. Боязнь чужих людей прогрессирует от 8 месяцев до года.

В первые месяцы жизни появляется интерес к речи. В возрасте около месяца ребенок начинает произносить простые звуки, около 2-4 месяцев - гукание, в 4-6 месяцев -гуление, повторение простых слогов. Во втором полугодии жизни появляется лепет, способность к пониманию речи взрослого, затем в 9-10 месяцев произносятся первые слова. В 6 месяцев ребенок связывает объект с его именем. Около 8 мес. появляется ориентировочно-исследовательская реакция на называние предмета: поворот головы в его сторону, рассматривание, захват руками.

Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. С 7 месяцев в голосе ребенка появляются интонации, он стремится к общению с родителями путем жестов и мимики. Младенцы знают и понимают больше слов, чем произносят.

Характеристика развития ребенка от 1 года до трех лет .

Какой возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? По данным, которые имеются сейчас у науки ключевой возраст - ранний детский возраст, от 1 до 3 лет.

Особое значение этого возраста связано с такими приобретениями ребенка, как прямохождение, речевое общение и предметная деятельность. Речь позволяет понимать и пользоваться языком в общении с людьми, что позволяет ребенку получать гораздо больше информации, чем с помощью органов чувств. Ребенок запоминает имена, названия предметов, ему нравится слушать сказки, стихи, он улавливает смысл сказанного по мимике и жестам говорящего взрослого.

Приблизительно с двух лет дети детально изучают окружающие предметы, появляется простейшая игровая деятельность, первые попытки рисования. На третьем году жизни рисунки обнаруживают сходство с изображаемым предметом. В основе двигательного и интеллектуального развития детей лежит подражание, чаще всего родителям.

К 2 годам дети могут играть в элементарные логические и тематические игры, способны составлять план действий на небольшой промежуток времени, достаточно развита оперативная память - они не забывают цель, поставленную несколько минут назад.

Происходит переход от наглядно-действенного образа мышления к наглядно-образному. Теперь ребенок может не только решать задачи, наблюдая за предметом, в его воображении уже появляются образы предметов, связанные с их названиями.

Основные процессы и достижения дошкольного возраста.

Основной вид деятельности дошкольника - игра. От 3 до 6 лет игры меняются от предметно-манипулятивных к сюжетно-ролевым, в которых есть правила. А так же появляются такие виды деятельности, как труд и учение. Дошкольный возраст условно делят на 3 периода: младший дошкольный возраст(3-4), средний дошкольный(4-5), старший дошкольный(5-6).

Младшие дошкольники играют чаще в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры воспроизводят наблюдаемые действия взрослых.

К среднему периоду игры становятся совместными и главным в них становится имитация определенных отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, стараются им следовать, следят за их соблюдением.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра превращается в трудовую деятельность. Дети усваивают элементарные трудовые умения, познают физические свойства предметов, развивается практическое мышление.

Среди творческой деятельности большое место занимает рисование. По тому, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Также детей привлекает музыка. Им доставляет удовольствие петь, слушать музыкальные произведения, повторение звуков на музыкальных инструментах.

Дошкольный период характеризуется разнообразием форм межличностного сотрудничества: общение со сверстниками, взрослыми, игры, совместный труд. Развивается долговременная и механическая память, устойчивость внимания, изменяется мышление (способность мысленно разделять и соединять части предмета, не производя при этом действий), формируется воображение, способности понимать логику рассуждений, расширяется словарный запас, появляются «каракули»-предпосылки письма.

Младшие школьники.

Споступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и межличностные отношения, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов должны стать их произвольность, продуктивность, устойчивость.

Доказано, что обычные дети в младших классах вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать более сложный материал нежели тот, что дается им по программе.

Особую трудность для детей 6-7 лет представляет саморегуляция поведения. Ребенок должен сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу, не бегать по школе во время перемен. Ребенок часто утомляется в начале обучения в школе чаще не от напряженной умственной работы, а от неспособности к физической саморегуляции.

С поступлением в школу к ребенку предъявляют повышенные требования, появляются обязанности по дому. Все вместе это образует проблемы, которые нужно решать с помощью их родителей.

Развитие в подростковом и юношеством возрасте.

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причем развитие средств познания несколько опережает личностное развитие детей.

С переходом из младших классов в средние, а потом и в старшие изменяется положение детей в системе деловых и личных взаимоотношений с окружающими. Все больше времени занимают серьезные дела, все меньше времени остается на отдых. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем к чувствам, рассчитывая на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития, совершенствуется память, речь, мышление. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом.

В эти годы особенно заметным становится рост сознания и самосознания детей, расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, людях и мире.

Период новорожденности знаменует начало младенческого возраста и охватывает первые недели жизни малыша. Главной его особенностью выступает отсутствие поведения в собственном смысле слова. Наблюдаются лишь инстинктивные формы - безусловные рефлексы. Поведение ребенка связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени спит и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Он совершенно беспомощен и без опеки и заботы взрослого может погибнуть. Поэтому период новорожденности рассматривается как переходный между внутриутробным и внеутробным. Ребенок уже отделился от матери физически, но не физиологически, потому что она обеспечивает все его жизненно важные функции, начиная с кормления. С первого дня жизни малыша его жизнь социально опосредована. Такое опосредование состоит прежде всего в уходе за ребенком. Применяемые при этом средства - предметы для кормления, купания, сна, то есть для удовлетворения физиологических потребностей, социально сформированы, выработаны в процессе культурно-исторического развития общества. А с другой стороны, важнейшим средством опосредования выступает сам социально организованный образ жизни младенца, и прежде всего режим дня, предполагающий соответствующее чередование сна и бодрствования.

По мере роста и развития младенца инстинктивные формы поведения теряются, что дает возможность для практически безграничного формирования новых, социальных форм поведения, которые вырабатываются в течение жизни.

Условные рефлексы формируются на основе зрительного и слухового сосредоточения на лице и голосе матери, которое возникает во время кормления ребенка в положении под грудью. Такое сосредоточение - очень важное приобретение новорожденного, поскольку определяет в дальнейшем развитие всех многообразных собственно человеческих форм поведения.

Взрослый является центром ситуации развития младенца. Он организует жизнь ребенка, вызывает и поддерживает его активность, наполняет бодрствование малыша новыми впечатлениями. Подчеркнем, что особенностью психического развития младенца является тот факт, что развитие органов чувств опережает развитие телесных движений и, более того, создает предпосылки для их формирования.

Взрослый стимулирует становление у ребенка новых эмоций. Первые эмоции новорожденного отрицательные, ведь для него важно показать окружающим, что ему угрожает, что его не удовлетворяет. В ответ на доброжелательное внимание, любовь и заботу взрослого у малыша возникают положительные социальные переживания. Первой социальной эмоцией, первым социальным жестом выступает улыбка ребенка в ответ на разговор с ним взрослого. Она говорит о том, что малыш выделил первый объект, на который направил свою активность. Таким объектом является взрослый. Улыбка свидетельствует о том, что заканчивается период новорожденности и начинается новая стадия развития - период младенчества. На границе этих периодов вырабатывается особое поведение ребенка - «комплекс оживления», специфический акт поведения младенца в отношении взрослого. Он включает, кроме эмоциональных реакций, двигательные и вокализации.

Таким образом, взрослый стимулирует развитие важных потребностей малыша - социальных потребностей в познании и общении.

Несмотря на кратковременность периода новорожденности, происходят важнейшие приобретения в плане психического развития:
- отделение сна от бодрствования, постепенное превращение бодрствования в особый период активности и деятельности;
- выделение первого объекта в окружающей действительности (взрослый, ухаживающий за ребенком);
- появление первой ответной реакции в ответ на воздействия взрослого (положительная эмоциональная реакция и свидетельствующая о ней улыбка);
- зарождение и развитие первой формы поведения - комплекса оживления;
- развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить особенности развития ребенка в период новорожденности. К ним относятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее быстрое развитием органов чувств по сравнению с движениями, а главное - социальная опосредованность жизни с первых ее дней.

Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский назвал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление его активности. Ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу понимание своих действий. И в результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка -деятельности общения, где предметом становится другой человек (М.И.Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Малыш сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуации и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения - речью, которая помогает выйти за пределы конкретной ситуации. В зависимости от содержания общения на протяжении младенчества выделяют два его вида - ситуативно-личностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Первый - от рождения до 5-6 мес. - характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно- двигательных координации (координации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с

Предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и предметного восприятия. Теперь общение протекает на фоне манипуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понимания речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность - предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет
действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:
- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предметами;
- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним и первое «предличностное» новообразование - активность;
- в сфере познавательной возникает представление о предмете как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассивной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с предметом.

По сравнению с другими детёнышами из животного мира, человеческий ребёнок рождается очень незрелым. Ни в телесном, ни в психическом плане новорождённый долго не способен к самостоятельной жизни. Взросление человека - процесс гораздо более длительный, нежели взросление любого другого животного.

Физическое развитие малыша зависит в основном от условий вокруг и ухода за ним. Однако одного физического развития недостаточно для того, чтобы стать настоящей частью общества. Впитывание знаний об окружающем мире и норм поведения в обществе, личностное развитие, определение своего жизненного пути и интересов – все это характеризует психическое развитие ребёнка, о котором повествование пойдёт дальше.

Что понимается под нервно-психическим развитием ребёнка

Психическое развитие ребёнка – это процесс развития психических функций (внимания, памяти, ощущений, восприятия и т.д.) и становление личности маленького человечка (формирование его представлений о себе и других, «впитывание» норм и ценностей, выбор интересов, закладка и формирование характера и т.д.).

Развитие справедливо будет называться «нервно-психическим», поскольку психика имеет реально существую основу – нервную систему, если быть конкретнее - головной мозг. Развитие психических функций и формирование личности подрастающего человека невозможно без развития различных зон мозга.

Этапы нервно-психического развития ребёнка

Психика малыша начинает развиваться с прихода в большой мир, и это развитие идёт поэтапно. На каждом этапе есть свои задачи, заканчивается каждый этап психического развития кризисом, в процессе которого и происходит переход на новую ветвь развития.

Этапы нервно-психического развития неравномерно насыщены задачами: самое интенсивное развитие происходит на ранних этапах, а затем темп замедляется.

  • Младенчество. Самый ранний этап психического развития, начинающийся со 2-го месяца жизни и длящейся до 1 года. За этот год ребёнок совершает рывок в : от беспомощного существа, лежащего в кроватке, он превращается в настоящего человека, который может ходить, произносит слова, пьёт из кружечки, играет в игрушки. Из психических функций на первом году жизни активнее всего развиваются ощущения, восприятие, . Начинает формироваться память и речь. В сфере личностного развития младенчество – возраст, когда формируется важнейший элемент всей дальнейшей жизни человека: привязанность к родителям. На первом году ребёнку просто жизненно необходимо чувствовать любовь, заботу, тепло взрослых, которые за ним ухаживают.
  • Кризис 1-го года. Результатом всех навыков и умений, которые ребёнок получил за первый год своей жизни, становится его переход на новый уровень. Кризис 1-го года сопряжён с тем, что малыш начинает физически отделяться от мамы. Он уже не стремится постоянно быть на руках: большинство детей в этом возрасте уже сами топают ногами, а, значит, ребёнку становится интересным освоение окружающего мира, ведь перед ним открылись новые возможности в его .
  • Ранний возраст. Этот период длится от 1 года до 3 лет. Детишки раннего возраста , у них (ребёнок и песенки), они пробуют устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми. Зарождается игра, которая затем будет ведущей деятельностью до школьного возраста. К трём годам формируется ядро личности ребёнка и он наконец начинает чувствовать себя отдельным человеком, у которого есть его личные желания и стремления.
  • Кризис 3 лет. Это время часто становится тяжёлым для всей семьи, потому что малыш начинает заявлять о своей автономии и делает это порой весьма агрессивно и настойчиво. Ребёнок начинает осознавать, что он и мама – не единый организм, что у него есть собственные «хотелки» и потребности. Для того чтобы острее это почувствовать трёхлетка начинает протестовать по любому поводу лишь бы проявить собственную волю и сделать по-своему.
  • Дошкольный возраст. Это достаточно долгий период, который длится с 3 лет до самой школы. Ключевой момент дошкольного возраста – развитие ребёнка, происходящее в игре. С помощью игр дети «примеряют» на себя роли взрослых, пробуют справляться со взрослыми задачами, знакомятся с профессиями. Кроме того, дети учатся выстраивать отношения в мини-обществе, поскольку они много контактируют с другими дошкольниками и взрослыми. У них появляются друзья, а в жизнь входят такие понятия, как верность, преданность. Среди психических функций активно развивается воля. Старший дошкольник уже способен прилагать волевые усилия к тому, чтобы заниматься необходимыми делами – это очень важное умение для будущей учёбы в школе.

  • Кризис 7 лет.
    Перелом связан с новым статусом, в который вступает ребёнок. Ещё недавно он был беззаботным детсадовцем, и вот уже он в школе, где у него есть определённая нагрузка, обязанности (ходить на занятия, делать домашние задания, складывать портфель и т.д.). Формально к ребёнку предъявляются уже «взрослые» требования, но фактически он остаётся ребёнком, и кризис связан с приспособлением к новой роли ученика.
  • Школьный возраст. Обучение в школе – время активного развития психических функций, но не «вширь», а «вглубь». Память и мышление находятся на пике своего развития, ведь ребёнку нужно запоминать и анализировать много новой информации. В личностном плане полным ходом идёт подготовка к будущей взрослой жизни. Формируется и проявляется направленность личности (интересы, склонности, способности), происходит формирование мотивационно-потребностной сферы, то есть ребёнок начинает задумываться и осознавать, чего он хочет от жизни, строить планы и продумывать их воплощение. Огромную роль в личностном развитии школьника играют сверстники и взрослые, которые являются авторитетом для ребёнка.
  • Кризис подросткового возраста. Чётких возрастных границ у этого кризиса нет, обычно он происходит на этапе от 13 до 16 лет. Это снова кризис автономии, ребёнок в очередной раз стремится выйти из-под опеки взрослого и ощутить свою самостоятельность. На этот раз у ребёнка уже гораздо больше возможностей, но больше и ответственности, при этом он все же остаётся ребёнком, в жизни которого многое решают взрослые.

Факторы психического развития ребёнка

Факторы психического развития ребёнка – это причины, по которым, то самое развитие происходит. Выделяют два ведущих фактора, определяющих нервно-психическое развитие детей.

Проблемы в развитии

Психическое развитие ребёнка может протекать с проблемами. Они могут быть связаны с патологиями нервной системы и органов чувств, возникшими во внутриутробном развитии или в результате травмы. При неблагоприятных социальных условиях может возникнуть отставание от нормы в развитии психики. Как следствие это вытекает в , и т.п.

За нервно-психическим развитием ребёнка наблюдают не только родители, но и неврологи, педиатры, а затем воспитатели в ДОУ и учителя в школе. Если какие-то проблемы дадут о себе знать – с ними обязательно нужно работать.

Психолог-консультант
Наталья Стародубцева

Подробно о нервно-психическом развитии ребёнка на первом году жизни:



Лучшие статьи по теме