Идеи подарков. Информационный портал
  • Главная
  • Мужчинам
  • Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития Примерные дидактические игры

Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития Примерные дидактические игры

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий.

В это время малыш старается везде сопровождать свою маму. А если покажется кто-либо чужой, предпочитает хвататься и прятаться за ее юбку.

Мало-помалу ребенок учится самостоятельности

Он использует присутствие мамы как гарантию безопасности, которая ему необходима для исследования окружающего мира. Сначала при встрече с незнакомыми людьми ребенок держится поближе к маме, но затем оставляет ее на все более длительные периоды, лишь иногда возвращаясь как бы для сохранения уверенности в безопасности.

Такую же уверенность обеспечивает присутствие отца, старших братьев, сестер или любого другого взрослого, к кому привязан ребенок.

Именно в этом возрасте детей чаще всего пугают новые ситуации, например госпитализация, посещение детского сада или разлука с родителями.

Ребенка можно избавить от таких состояний, если кто-то будет с ним заниматься и всегда будет доступен ему для утешения в минуты горечи. Наибольшее облегчение малышу дает присутствие близкого человека, особенно того, к кому он привязан. Обычно в этой роли выступают родители, но интересно и важно, что ее могут выполнять даже очень маленькие братья и сестры.

Ваш ребенок стал значительно увереннее в себе. Это происходит потому, что он уже умеет ходить, поэтому движется проворнее. Становится более совершенной координация крупной мускулатуры.

Важные изменения в эмоциональной сфере

Исчезают детские страхи, которые раньше вызывались неожиданными звуками и движениями, а к концу второго года жизни может уменьшиться или совсем исчезнуть боязнь незнакомых людей. С другой стороны, вполне обычным явлением становится боязнь собак, кошек и других животных или объектов, связанных с ощущением боли.

Для этого возраста свойственен феномен «я сам»

Вместе с развитием способности к самостоятельности у ребенка начинает возрастать независимость собственных действий. Понятно, что стремление ребенка к самостоятельности часто превосходит его умение действовать безопасно и адекватно.

Поэтому вам предстоит нелегкая задача по поддержке ребенка в развитии этой автономности, а также в совершенствовании его социальных умений. Вам придется способствовать развитию этих умений, одновременно подстраховывая малыша, так чтобы его исследовательская деятельность не переходила границы безопасности и не слишком часто наталкивалась на неудачи.

Будьте готовы к тому, что раздражение или гнев — одна из самых распространенных среди детей этого возраста эмоций, а вспышки ярости, когда ребенок визжит, бьется руками и ногами или задыхается, являются самыми распространенными формами выражения этой эмоции.


В этом возрасте подобные припадки обычно случаются из-за родительских запретов или из-за неудачи при достижении какой-либо цели. Укладывание в постель, сажание на горшок, одевание в тесную или тяжелую одежду или запреты на какие-то действия обычно провоцируют гнев ребенка. Вспышки раздражения возможны и при изменении привычного режима, например, при посещении гостей.

Вообще, настроение людей любого возраста во многом зависит от их физического состояния, но особенно сильно это сказывается на детях этого этапа развития. Так, усиливающаяся раздражительность или участившиеся вспышки гнева часто являются первым признаком воспаления уха или какого-либо другого детского инфекционного заболевания.

Научите малыша контролировать свои чувства

Когда ребенок впадает в ярость, вам очень важно не давать ему оснований считать, что это лучший способ удовлетворения желаний. Если родители уделяют ребенку внимание и выполняют его желания только в том случае, когда он выходит из себя, ребенок быстро приучается к тому способу поведения, который позволяет достичь желаемого.

Такого практически не происходит, если родители проявляют чуткость и понимание к потребностям малыша, когда он не капризничает, и если используют в качестве способов борьбы с раздражительностью ребенка отвлечение его внимания от известных факторов, способных рассердить ребенка. Иногда сразу после начала приступа раздражительности его лучше не замечать до тех пор, пока малыш не успокоится, и только после этого утешить его.

На протяжении раннего детства происходит смена типов наиболее распространенных эмоциональных проблем. Для детей первого года жизни наиболее типичны трудности, связанные с приемом пищи или со сном, а на втором году учащаются тревожные состояния из-за разлуки с родителями или близкими. Также возникают проблемы вокруг ссор между родителями и детьми, при формировании отношений подчинения.

Физическе развитие ребенка:

  • Не только ходит, но и хорошо бегает.
  • Все реже спотыкается, потому что на бегу смотрит себе под ноги.
  • Обегает стороной мелкие предметы, которые встречает на своем пути.
  • Без посторонней помощи поднимается по лестнице (при этом на каждой ступеньке он стоит обеими ногами).
  • Спускаться по лестнице без помощи со стороны ему еще трудно.
  • Может садиться на корточки.
  • Прыгает не только на месте, но и вперед.
  • Способен выбраться из манежика.
  • Открывает дверь в комнату.
  • Пинает мяч, почти не промахиваясь.
  • Подбрасывает мяч вверх.

Показатели ребенка от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

80.80-81.73 см

11.400-11.805 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки


Психическое развитие ребенка:

  • Ребенок эмоционален, требователен.
  • С удовольствием играет не только с игрушками, но и с любыми бытовыми предметами. Приглашает близких к игре.
  • Любит музыку. Когда играет ритмичная музыка, пританцовывает; когда слышит песню - подпевает. Иногда поет даже без аккомпанемента.
  • Рисует, скорее старательно срисовывает. Когда срисовывать не с чего, получает удовольствие от того, что заполняет лист бумаги каракулями.
  • Малышу необходимы игрушки. Они помогают с пользой проводить время, во-вторых, развивают наблюдательность, воображение и внимание.

Какие же игрушки нужны ребенку в этом возрасте?

Для развития речи:

  • картинки и кубики с изображениями отдельных предметов, игрушек, животных, транспорта, предметов в действии;
  • маленькие книжки с потешками.

Для развития движений:

  • мячи разных размеров;
  • обруч;
  • двигающиеся машины; каталки.
Для сюжетной игры:
  • куклы;
  • игрушечные животные, птицы;
  • кукольная мебель - стол, стул, кровать, матрасик, одеяло;
  • детская посудка;
  • кукольная одежда;
  • пупсик, ванночка и коляска для него.
Для развития предметной деятельности:
  • игрушки-матрешки;
  • пирамидка;
  • ленточки;
  • цветные кубики;
  • совки и ведерки, формочки для песка;
  • конструкторы.
Для знакомства с понятиями формы и цвета

Для малышей хорошей игрушкой окажется развивающая конструкция, которую специалисты называют довольно скучно - активный куб .

Чаще всего такая игрушка представляет собой куб, цилиндр или даже домик с крышей и трубой, у которого есть прозрачные стенки и отверстия разной формы, в которые малышу нужно вставлять фигурки подходящей конфигурации и нужного цвета, есть также ключики, повернув которые, ребенок услышит приятную мелодию.

Помимо того, что активный куб знакомит крошку с понятиями формы и цвета, он помогает ребенку сделать первый шаг к тому, чтобы научиться устанавливать причинно-следственные связи между своими действиями и событиями вообще. Кроме того, это прекрасная зарядка для развивающегося интеллекта вашего малыша.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев: да здравствует самостоятельность!

За последние полгода малыш изменился: его тело вытянулось, выражение лица стало более осмысленным. На этом этапе крохе очень важно продолжить изучение мира, что возможно только при одном условии – постоянном присутствии рядом кого-то из родителей, выступающих гарантом безопасности.

Физиологическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Для полуторагодовалого непоседы все так же показательна двигательная активность. Малыш уверенно бегает, играет с мячом, преодолевает препятствия, приседает. Движения становятся более точными, а потому приносят искреннюю радость. Малыш уже смотрит под ноги, видит препятствия и огибает их.

Карапуз уверенно поднимается вверх по лестнице, становясь двумя ногами на каждую ступеньку, но для спуска ему еще требуется помощь взрослого. Крошка способен самостоятельно вылезти из манежа, открыть дверь, усесться на скамейку, то есть координировать все группы мышц для достижения поставленного результата.

Психологическое развитие в 1 год 6 месяцев

В это время происходит становление произношения. Малыш находится в поиске новых словосочетаний для того, чтобы объяснить взрослым свои желания и потребности. Упрощенные слова превращаются в полные («би-би» в «машину», «ба-ба» в «бабулю») за исключением тех, которые представляют собой сложное или длинное слово.

Большую часть дня крошка играет, практически не отвлекаясь на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Мама, будь рядом!

Маленький исследователь становится все более самостоятельным: дитя решительно отказывается от помощи старших. Чувство страха перед незнакомыми людьми отходит на второй план: постоянные знакомства на детской площадке и «диалоги» с чужими людьми дарят радость.

Большую часть дня ребенок проводит за игрой, во время которой практически не отвлекается на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Очень важно, чтобы в моменты освоения мира карапуз чувствовал поддержку кого-то из близких, лучше всего – мамы или папы. Отсутствие внимания может породить неуверенность, которая через несколько лет может перерасти в постоянную стеснительность, пассивность.

Маркеры роста

Полуторагодовалый карапуз должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, садится на корточки;
  • прыгать на месте и вперед;
  • пинать и подбрасывать мяч вверх;
  • играть с игрушками и бытовыми предметами, приглашать к забаве сверстников или взрослых;
  • ритмично двигаться под музыку, напевать;
  • срисовывать рисунки или заполнять лист каракулями;
  • иметь в лексиконе несколько десятков коротких слов.

Поведенческие тесты

Определить уровень развития помогут тест-игры:

  • если кроха вас обидел – попытается развеселить;
  • в момент потери интереса – попросит другую забаву;
  • при демонстрации незнакомого изделия – внимательно посмотрит на него, потом потрогает пальчиком, возьмет в руки.

Контролируйте эмоции!

С осознанным восприятием мира приходит множество эмоций, которые маленькому человечку не всегда удается держать под контролем. На смену старым капризам приходят новые.Справляться с разочарованиями становится все сложнее. Задача мамы, папы и остальных домочадцев – настраивать малютку на позитивный лад, хвалить за достижения и помогать переживать неудачи. Помните: выплеснутая злоба может нанести непоправимый вред самооценке крохи. В случае возникновения конфликтов объясняйте и критикуйте конструктивно, давая непоседе возможность загладить свою вину и достойно усвоить урок.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев удерживается на ногах уже гораздо лучше: он легко поворачивается, почти не падает, удерживает игрушки на весу, преодолевает препятствия. Ребенок в 1 год и 6 месяцев любит залезать на ступеньки, стулья, диваны и прочие предметы интерьера. Следите за тем, чтобы практика маленького скалолаза была не травмоопасной. Для крохи очень важны постоянные повторения - именно благодаря практике и совершенствуются нужные навыки, так что не удивляйтесь, если ребенок будет в любой обстановке покорять новые вершины. Покорив лестницу в вашем подъезде, любопытный ребенок займется соседскими ступеньками. В будущем ваше чадо будет осваивать куда более сложные навыки моторики - бег, прыжки.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности развития

С каждым новым днем ребенок будет более независимым и уверенным. Ребенок в 1 год и 6 месяцев похож на комок энергии, такой себе вечный двигатель. Он уже может построить башенку из 3-4 кубиков, бросить и поднять мяч, идти и тащить за собой игрушки на веревочке, переворачивать страницы и поворачивать дверные ручки. Также карапуз может складывать и доставать из коробок, ящиков и шкафов вещи, учится пользоваться столовыми приборами. Он уже сам удерживает поильник, ложку, хотя и не так аккуратно, как хотелось бы взрослым. Также игры становятся более креативными - кубики превращаются в самолеты, игрушка на веревочке - коляской, формочки - чашками. Понаблюдайте, как ваше чадо использует свое воображение и как творчески подходит к процессу игры.

У полуторагодовалых детей формируется четкое понятие, что именно они - центр вселенной, а значит все самое интересное и вкусное должно доставаться им. Эгоцентрическое представление о мире продлится лет до 3, ребенок считает, что даже игрушки соседских детей принадлежат ему, так что не исключены ссоры с ровесниками. Дети до 2 лет пытаются отвоевать даже чужие игрушки и попросту отказываются дать поиграть своими. Отстаивание своей собственности - это один из способов познать свои возможности и утвердиться.

Возраст от полутора лет называют «возрастом почемучки», потому что сейчас малыши начинают задавать вопросы «что это?» практически обо всем, что их окружает. Они стремятся узнать названия предметов, пополнить свой словарный запас. Их лексикон активно увеличивается с 18 до 24 месяцев - ребенок может осваивать до нескольких слов в день. Правда, изучение основано на постоянном повторении - поэтому читать ребенку любимую сказку несколько раз в неделю даже полезно. Также придут на помощь простые песенки, игры с использованием звуков и простых слов, игры с пальчиками.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности психомоторики

  • Ребенок в 1 год и 6 месяцев уже хорошо ходит, учится подпрыгивать и кружиться на месте, можно попробовать вместе потанцевать или поиграть в мяч;
  • Если дать ребенку карандаш, он начнет увлеченно черкать им по бумаге, выводя непонятные пока каракули;
  • В 1,5 года самое время начать приучать малыша к горшку;
  • С полуторагодовалого возраста у детей активизируется подражательная деятельность - они копируют их действия, возятся с игрушками - кормят их, кутают в одеяло;
  • В лексиконе ребенка 10-15 слов, которые он может объединять в простые предложения, но вскоре словарный запас значительно пополнится;
  • Сейчас самое время приобрести для ребенка крупные раскраски, поиграть в «поваренка», «покормить» кукол из игрушечной посуды, построить пирамидки или башни, постепенно учите малыша взаимодействовать с другими детьми: «дай Коле мишку, а он даст тебе машинку».

Позади половина второго года жизни вашего ребенка, и это серьезный рубеж. В полтора года родители замечают, как изменился их малыш: теперь он хорошо ходит и даже бегает, стремится к самостоятельности в своих действиях, но самое главное – именно на полуторагодовалый возраст часто приходится скачок в развитии речи.

Физическое развитие ребенка полутора лет

Рост и вес ребенка в 1 год 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Рост и вес ребенка 1 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

Параметр

Мальчики

Нижняя граница

Верхняя граница

Нижняя граница

Верхняя граница

Окружность головы, см

Многие мамы в полтора года уже не переживают на тему прорезывания зубов, поскольку большая их часть уже появилась у малыша. А для тех, кого беспокоит, сколько зубов должно быть у ребенка в 1,5 года, ответим: примерное количество зубов в этом возрасте по нормам стоматологов – 14. Однако, в зависимости от индивидуальных особенностей и времени появления первого зуба, наличие от 4 до 18 зубов у малышей – тоже варианты нормы.

Режим дня, сна и питания ребенка в 1,5 года

В 1,5 года уже почти все дети переходят на один дневной сон, длящийся 2-3 часа. Но если ваш малыш продолжает укладываться днем два раза, не форсируйте события – вы обязательно заметите, если кроха готов к переменам. Переход на новый режим должен быть плавным и комфортным для ребенка. Продолжительность ночного сна составляет по-прежнему 10-11 часов. Период, в течение которого ребенок бодрствует, в этом возрасте удлиняется до 5,5 часов.

В полтора года малыш принимает пищу 4 раза в день, с интервалами от 3,5 до 4,5 часов. Причем в период бодрствования интервал составляет не более 3,5 часов. Завтрак должен состояться не позже, чем через 1,5 часа после пробуждения, а ужин – не позже, чем за час до укладывания на ночь.

Психология и психическое развитие ребенка 1 года 6 месяцев

Полуторагодовалый малыш спокоен и деловит . Он уже многое понимает и не пугается, например, неожиданного звука, как это было в младенчестве. Теперь он знает: это зашумела стиральная машина, опасности нет. При этом незнакомые люди и непривычные ситуации все-таки могут вызвать у него тревогу, и он постарается держаться поближе к маме.

В 1,5 года кроха знает членов своей семьи и благосклонно воспринимает родственников, нечасто приезжающих в гости. Однако присутствие мамы рядом ему пока крайне необходимо , особенно в первые минуты встречи. В этом возрасте можно постепенно начинать расширять круг общения ребенка, например, посещая какие-либо развивающие занятия, но или госпитализация отдельно от мамы в полтора года будут крайне травматичны. Для полуторагодовалого крохи мама по-прежнему остается центром вселенной.

Близкие взрослые являются для ребенка главным примером для подражания – тону речи, эмоциональной реакцией на ситуацию, действиям с предметами и игрушками. Он по-прежнему требует постоянного внимания к себе от взрослого, но уже может увлекаться какое-то время самостоятельной игрой. То, что было раньше преимущественно повторением за взрослым (покормить куклу) теперь переходит в игры «собственного сочинения». Осуществление придуманным им идей безмерно радуют кроху, а если что-то не получается, он выглядит искренне огорченным и отказывается от задумки.

Другие дети вызывают у малыша интерес , но пока не в качестве товарищей, с которыми можно вместе играть. Присматриваясь к сверстникам, кроха все-таки убежден, что он здесь – самый главный, и не терпит нарушения границ. Например, он ни за что не отдаст поиграть другому ребенку свою игрушку, но при этом постарается взять чужую (он же чувствует себя центром Вселенной, помните?). Бороться с «жадностью» в этом возрасте бесполезно, да и бессмысленно.

Полтора года – возраст, когда ребенок начинает явно проявлять негативные эмоции . Словарный запас малыша еще не велик, поэтому он может выражать гнев, валяясь на полу, крича и размахивая руками и ногами. Родителям важно понимать: это не капризы, жесткие воспитательные меры в таком возрасте неуместны. Ребенок просто хочет донести до вас: я недоволен, услышьте меня и помогите. Шлепки, ругань, игнорирование и тому подобные методы вызовут усугубление истерики. Помочь малышу выйти из неприятного для всех состояния может только ласка, внимание и любовь, проявленная родителями. К тому же, в 1,5 года дети быстро успокаиваются и переключаются.

Умения и навыки ребенка в 1 год 6 месяцев

Ребенок в полтора года умеет очень многое, и это касается, во-первых, его физических навыков . В 1 год 6 месяцев ваш малыш:

  • Хорошо ходит прямо, по кругу, огибая предметы. Меньше спотыкается, потому что смотрит себе под ноги, замечая препятствия. Начинает бегать;
  • Забирается на детскую лестницу приставным шагом и пытается спускаться с нее (хотя это дается ему уже с трудом);
  • Бросает мячик вперед, вверх и вниз;
  • Садится на корточки;
  • Умеет открывать дверь в комнату.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется резким скачком, приходящимся на полтора года. Этот возраст открывает собой время, когда малыш буквально впитывает в себя новые знания и впечатления. Но и в 1,5 года ребенок уже достиг много:

  • Он находит предмет, подобный показанному, в том числе и изображенному в книге. Отличает шарик от кубика, кубик от кирпичика;
  • Может правильно выбрать геометрическую фигуру для отверстий сортера;
  • Ориентируется в понятиях формы и размера, находит по просьбе взрослого одинаковые или выделяет указанный;
  • Собирает пирамидку из нескольких колец после показа;
  • Рисует карандашом/фломастером на бумаге штрихи, прямые, зигзаги и овалы.

Игра в 1,5 года усложнилась, и теперь игровые действия ребенка характеризуются следующими особенностями:

  • Подражая взрослому, малыш «читает» книгу, воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия;
  • Повторяет некоторые увиденные действия сверстников;
  • Умеет тянуть за собой игрушку-каталку, катить перед собой маленькую коляску;
  • Использует в игре предметы-заместители (заменяет ими реальные);
  • Проявляет сообразительность, например, использует один предмет, чтобы достать другой.

Бытовые навыки малыша в 1,5 года также не могут не радовать родителей:

  • Он пьет из чашки, почти не проливая;
  • Предпочитает есть ложкой сам, хотя аккуратно это получается у него только с жидкой и полужидкой пищей;
  • Выражает недовольство нарушением собственной опрятности;
  • Начинает проситься на горшок.

Речь ребенка в 1 год 6 месяцев

1,5 года – некий речевой рубеж, поскольку большинство родителей именно в этом возрасте замечают существенный прогресс уже не только в понимании обращенной речи, но и в появлении новых слов и даже словосочетаний.

Полуторагодовалый ребенок знает и по просьбе показывает части тела, понимает смысл многих предложений и выполняет простые указания («открой ящик», «достань яблоко из пакета» и даже более сложные речевые конструкции). Кроме этого, малыш может выделять из группы предметов похожие, не учитывая их размер и цвет.

В активном словарном запасе ребенка – до 40 слов. Причем индивидуально облегченные слова (кошка – «мяу», машина – «би-би») начинают постепенно заменяться правильными их формами. Родителям самим важно в этот период перестроиться и всячески способствовать употреблению «нормальных», а не лепетных слов. Для полуторагодовалого малыша характерно подражание фразам и отдельным словам взрослых.

Несмотря на то, что фразовая речь в этом возрасте появляется не у всех детей (чаще у девочек), многие малыши стремятся связать слова в простые конструкции. Следует учитывать, что жесты, мимика и взгляд тоже могут выражать нечто конкретное, дополняя тем самым слово ребенка до словосочетания. И это уже можно назвать первой фразой.

В возрасте 1,5 года кроха начинает обобщать предметы не только в обращенной к нему речи, но и в собственной. Ошибки при этом еще очень часты, но это не страшно – ребенок пока учится. После полутора лет активный словарь у детей начинает увеличиваться значительно быстрее, чем до этого. Разговаривайте с малышом, читайте, постоянно объясняйте ему непонятное, и прогресс в развитии речи не заставит себя ждать!

В этой статье:

Анализируя физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев, педиатры оценивают в первую очередь показатели роста, веса, окружности головы. У мальчиков и у девочек эти показатели отличаются. В таблице ниже приведены средние показатели, которые, по мнению педиатров, подтверждают, что ребенок в полтора года развивается нормально.

В полтора года у малышей уже достаточно зубов, поэтому их переводят на общий стол с детским меню (пищей, приготовленной таким образом, чтобы сохранилось большее количество полезных веществ). В среднем у ребенка в полтора года должно быть около 14 зубов. При этом нужно учитывать, что у каждого малыша свой график развития, поэтому допускаются некоторые отклонения от нормы (до 4 зубов).

Режим дня полуторагодовалого малыша

В 1 год и 6 месяцев большинству детей достаточно одноразового дневного сна продолжительностью от двух до трех с половиной часов. Тем не менее родители должны понаблюдать за крохой и обязательно учесть его личные потребности. Например, если малыш сильно устает и нуждается в двухразовом дневном отдыхе, нужно перестроить его режим дня в соответствии с этим.

Переходить на новый режим дня нужно постепенно, по мере готовности малыша к изменениям. Новые условия должны стать для него комфортными, способствующими активному развитию. Продолжительность дневного сна в этот период составляет 11 часов, общее время бодрствования удлиняется до 5,5 часов.

Питается ребенок в день с интервалом в 3-4 часа, то есть 4 раза, при этом завтракает не позднее чем через полтора часа после пробуждения, а ужинает не позднее чем за час до отхода ко сну.

Психологические особенности полуторагодовалого ребенка

В полтора года ребенок уравновешен и деловит. Он уже не так пугается резких звуков, незнакомых людей, многое понимает. Теперь ему ясно, что в звуке стиральной машины или пылесоса нет скрытой опасности, что незнакомые люди не причинят ему вреда, особенно если рядом родители.

Малыш особенно привязан к близким людям, доверяет им и с удовольствием проводит с ними время за играми и на прогулках, проявляет благосклонность по отношению к гостям. Несмотря на видимую уверенность, ребенок в этом возрасте по-прежнему нуждается в постоянном присутствии самого главного человека в его жизни - мамы. От нее он ждет поддержки, похвалы, с ней чувствует себя в полной безопасности.

В этом возрасте можно начинать вести работу по расширению кругозора крохи, записав его в школу раннего развития или детский кружок. На занятиях должно быть разрешено присутствие родителей, так как разлука с ними для малышей в этом возрасте может оказаться стрессом.

В полтора года дети стараются во всем подражать взрослым, начиная от речи и заканчивая проявлением эмоций в той или иной ситуации. Они по-прежнему нуждаются в обществе старших, но уже способны некоторое время увлекаться самостоятельной игрой. Так, если раньше малыш переносил на игрушки действия взрослых, копируя их манеру поведения, то теперь в игре он способен придумывать собственные сценарии. Воплощение в жизнь собственных идей вдохновляет малыша, особенно если все идет по плану.

В общении со сверстниками у детей в полтора года также наблюдается определенный прогресс. Они проявляют интерес к другим детям, но пока не рассматривают их в качестве единомышленников и друзей. Малыши по-прежнему уверены, что они - это центр вселенной, и не готовы терпеть нарушения границ. Дети не делятся своими игрушками, при этом обижаются, если не получают чужие по требованию. Это не жадность, а особенность поведения, свойственная возрасту, поэтому бороться с ней пока не имеет смысла.

В полтора года дети уже способны испытывать и проявлять первые негативные эмоции. В активном словаре у них пока не так много слов, но это не мешает им показывать недовольство другими доступными способами: дети могут устраивать истерики, драться, падать на пол, бить кулаками об землю, если что-то идет не так, как им хочется.

Родители должны понимать, что это не капризы, а единственно возможный на данный момент для ребенка способ объяснить, что он расстроен и нуждается в понимании. Ругань, а тем более рукоприкладство здесь неуместны. Помочь в решении проблемы смогут только ласка и терпение. Достаточно будет переключить внимание малыша на что-то другое, чтобы истерика быстро прекратилась.

Основные навыки ребенка в полтора года

Малыш в полтора года уже многое умеет и знает. В большинстве случаев здоровый ребенок способен:

Особенный скачок можно отметить и в интеллектуальном развитии малыша в полтора года. Обычно дети способны на следующее:

  • найти предмет по картинке;
  • отличить предметы разной геометрической формы;
  • подобрать подходящие предметам отверстия (игры-вкладыши);
  • собирать и разбирать пирамидку с учетом размера или цвета деталей;
  • рисовать красками и карандашами линии, штрихи, простые геометрические фигуры.

Некоторые изменения касаются и игры ребенка в 1,6 года. Обычно они заключаются в следующем:

Бытовые навыки чаще всего выражаются в следующем:

  • кроха уверенно пьет из чашки и не проливает;
  • пользуется столовыми приборами и салфетками;
  • делает первые попытки контролировать мочевой пузырь, пробует пользоваться горшком;
  • одевает и снимает с себя некоторые элементы одежды и пр.

Также многие малыши в этом возрасте перемещаются в отдельную комнату от родителей, учатся самостоятельно засыпать в собственной кровати.

Как развивается речь малыша

В полтора года у большинства детей получается достичь значительного прогресса в развитии речи. Они не только понимают большую часть того, о чем говорят взрослые, но и пробуют говорить с ними на равных, используя отдельные слова, словосочетания и простые предложения.

В полтора года дети показывают на себе, на игрушках, на взрослых практически все части тела, называя их, выполняют простые поручения, умеют выделать из группы разных предметов те, что имеют общий признак (форму, цвет, размер, назначение).

В активном словаре большинства детей уже несколько десятков слов, они знают, какие звуки издают животные, птицы, имитируют звуки машин, дождя, грома и пр. Все больше в речи малыша появляется правильных слов, которые постепенно вытесняют лепет. Подражая взрослым, дети стараются использовать наречия, местоимения, пополняют запас глаголов и прилагательных.

У девочек в этом возрасте фразовая речь развивается активнее, чем у мальчиков, которые продолжают использовать мимику и жесты, пытаясь так объясняться со взрослыми и сверстниками скорее по привычке, чем из нежелания говорить.

В полтора года для малыша особым достижением является способность обобщать предметы в речи,
как в собственной, так и в обращенной к нему. Пока ему сложно, поэтому ошибки неизбежны. Тем не менее с этого возраста активный словарь начинает быстро пополняться.

Важно, чтобы родители продолжали много общаться с крохой, отвечая на все его вопросы, описывая собственные действия и происходящее вокруг. Такой подход является единственно правильным для стимуляции развития речи в этом возрасте.

Возраст «почемучки»

В полтора года у малышей начинается первый этап возраста «почемучки». Они уже умеют задавать вопросы и стараются узнать у взрослых обо всем, что их окружает, как можно больше. Сильное желание узнать о том, как называются окружающие их предметы, ускоряет пополнение словарного запаса крохи. В этом возрасте малыш каждый день осваивает по несколько новых слов, старается их запомнить и при случае обязательно применить.

Родителям нужно понимать, что дети в этом возрасте впитывают себя информацию как губка, поэтому песенки, стихи, сказки и прибаутки обязательно должны составлять часть их общения с крохой. Особенно хорошо малыши усваивают новые слова во время прогулки. Вместе с ребенком можно учить считалки, забавные куплеты, весело проводя время и помогая его развитию.

Как развивать ребенка играми?

Нужно понимать, что игра - это ведущая деятельность крохи в дошкольном возрасте, а в полтора года является основной. Именно поэтому учить и развивать ребенка нужно также с помощью игры.

Игра в одевание. Чтобы вызвать у малыша интерес к процессу одевания, можно поиграть с ним, одевая и раздевая пупса. Наденьте вместе с крохой пупсу носки, костюмчик, пальто, шапку и варежки (можно одолжить у самого ребенка). Обратите внимание крохи на то, с каким удовольствием одевается пупс и как он помогает руками и ногами маме. Предложите крохе одеть и раздеть пупса без вашей помощи.

Игра в магазин. В эту игру с удовольствием играют дети в любом дошкольном возрасте. Предложите ребенку сыграть роль сначала покупателя, а потом и продавца. Разложите на «прилавке» овощи и фрукты, разные предметы и предложите крохе сделать покупки, расплатившись вымышленными деньгами. Будет здорово, если получится использовать настоящие весы, счеты, калькулятор, как это делают в реальном магазине.

Игра «Кто в лесу живет?». Забавная игра для самых маленьких. Достаточно будет подобрать несколько картинок с изображением лесных обитателей. Малышу можно показывать картинки, спрашивая «Кто это?», предложить ему показать части тела животных и назвать их, проимитировать звуки, которые они издают.

Игры для развития моторики . Чтобы стимулировать развитие речи в 1,5 года, можно играть с малышом в игры, способные развивать мелкую моторику рук. Например, отличный вариант - это игры с кинетическим песком, из которого можно лепить башни, туннели, животных и т.д. Также можно увлечь малыша рисованием пальчиковыми красками, обязательно сохранив его первые художества.

Перебирание фасоли, пуговиц или крупных бусин (обязательно под присмотром взрослых) также поможет развить моторику пальцев малыша и позволит скоротать время с пользой и интересом.

Следите за физическим развитием малыша в полтора года, но не забывайте о психоэмоциональном развитии, которое будет проходить активнее при заинтересованности и постоянном участии взрослых в процессе.



Лучшие статьи по теме