Идеи подарков. Информационный портал
  • Главная
  • По интересам
  • Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс). Конспект урока "семейные праздники" Конспект урока понятие праздник какие бывают пранки

Конспект урока окружающего мира "Такие разные праздники" (4 класс). Конспект урока "семейные праздники" Конспект урока понятие праздник какие бывают пранки







Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: освоение учащимися этического смысла праздников традиционных религий России, формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с обычаями празднования в религиозных традициях мира (в иудаизме и христианстве);
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;
  • создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Ожидаемые результаты урока.

  • Учащиеся закрепят знания о главных праздниках иудеев; узнают: какие праздники существуют у христиан.
  • Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
  • Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации,
  • чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, изобразительное искусство.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения, фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников), карточки с названиями главных праздников иудеев и христиан, индивидуальные карточки-таблицами с основными религиозными терминами христианства.

Основные термины и понятия: Песах, Шавуот, Суккот, Ханука, Рождество Христово, Пасха, Вознесение, Троица, Крещение.

Ход урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный)

1. Организация деятельности учащихся (проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой)

Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

2. Проверка результатов выполнения домашнего задания.

Вспоминаем названия главных праздников иудеев

Прочитайте слоги и составьте из них слова.

На доске:

Что они означают? (главные иудейские праздники)

Вспоминаем особенности иудейских праздников

Подготовленный ученик предлагает слайды с иллюстрациями к каждому иудейскому празднику и просит ответить по ним на вопросы.

Как называется это блюдо и когда иудеи его готовят? (Это мацу - пресные лепешки. Их готовят на Песах)

С каким событием в жизни евреев связана данная традиция? (Согласно Библии евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто. Поэтому напекли пресных лепешек.)

Что изображено на этом слайде? (Синагога, украшенная зелеными ветвями)

В какой день по традиции евреи так украшают свои священные сооружения? (В праздник Шавуот)

Да. В память о даровании Моисею Богом Десяти заповедей на горе Синай.

Расскажите об этой праздничной традиции иудеев. (В праздник Суккот они должны построить шалаш - сукку и прожить в нем некоторое время).

Какой праздник дал название этому предмету? (Праздник Ханука. Это Ханукальный светильник.)

В первый день праздника зажигают 1 свечу, во второй - 2 и так до восьмого дня, в который зажгут все 8 свечей.

Как ведут себя присутствующие во время этого веселого праздника? (Они начинают шуметь, трещать специальными трещотками).

Этот веселый праздник называется Пурим.

Гимнастика для глаз

  • “Ленивые восьмерки” (нарисуйте глазами в воздухе в горизонт.плоскости “восьмерки” 3 раза),
  • “Зоркие глазки” (глазами нарисуйте 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против часовой стрелки),
  • “Стрельба глазами” (двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 3 раза)

3. Подготовка к восприятию нового. Сообщение темы и цели урока. (Запись на доске темы урока).

Работа со словами-символами

Подготовленный ученик предлагает найти в каждой строчке таблицы и подчеркнуть знакомые слова и понятия.

Напоминает уч-ся класса толкования данных слов.

Предлагает по вертикали найти слово, объединяющее все эти слова и понятия.

1. Евхаристия – главное богослужение, Благодарение.

2. Грех – непослушание человека Богу.

3. Крещение – это таинство вхождения в церковь.

4. Христос – сын божий.

5. Молитва - общение с Богом, разговор с ним.

6. Библия – священное писание христиан.

7. Завет – договор с Богом.

8. Икона – священное изображение Христа или святых.

9. Апостол – ближайший ученик Христа.

10. Алтарь – самое священное место в христианском храме.

11. Евангелие –книга о жизни Христа.

12. Церковь -христианский храм.

Найдите по вертикали слово, объединяющее все эти понятия.

Христианство - мировая религия, основанная на жизни, учении и воскресении Иисуса Христа.

Сообщение учителем темы и цели урока (на доске запись: “Праздники христианства”)

Как вы думаете, о чем сегодня вы узнаете.

II этап. Основной (информационно-аналитический)

1. Комментированное чтение статьи из учебника (о праздниках христианства, с.63-64).

Чтение 1 абзаца

Как называются главные праздники христиан? (Рождество и Пасха или Вознесение Христово). Перечитайте слова-названия и запомните, как они пишутся. (Уч-ся на доске выкладывают буквами эти слова).

Как верующие готовятся к этим праздникам (соблюдают посты). Как вы думаете, почему пост перед Пасхой называется Великим? (Великий - потому что самый большой по продолжительности, по строгости жизни он также считается Великим).

Чтение 2 абзаца

Найдите в тексте и прочитайте, как называется неделя перед Пасхой (страстная седмица). Как образовано слово “седмица”? Седмица - церковнославянское название недели.

На какой день недели всегда приходится Пасха? (воскресенье)

Как называется вся последующая неделя? Прочитайте. (пасхальная)

Чтение 3 абзаца

О каких христианских праздниках узнали? (о Вознесении и Троице)

(Уч-ся составляют слова на доске).

Как православные христиане объясняют название праздника Вознесения? (Христос взошел на небо и сел по правую сторону Бога Отца).

Что свершилось в день Пятидесятницы? (Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени.)

Как на Руси стали называть этот праздник? (Троицей)

Чтение 4 абзаца

Какой праздник имеет 2 название - Богоявление? (Крещение).

Когда христиане празднуют Рождество? А Крещение?

Как называется время (дни) между Рождеством и Крещением? (святки)

Чтение 5 абзаца

Физкультминутка

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный)

1. Работа с иллюстративным материалом и заданием рабочей тетради (с.65-66)

Задание 4

Найдите картинку, имеющую отношение к христианскому празднику. Выберите название этого праздника. Напишите его.

Расскажите с помощью этой иллюстрации о том, какое блюдо является главным на Пасху. Проверим свои знания, прочитав текст рубрики “Это интересно”.

Задание 6

Если бы вы получили задание нарисовать религиозный христианский праздник, что бы вы изобразили?

(Например, ...)

2. Работа с заданиями теста в информационном пространстве класса.

3. Задание на дом.

  • Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства. Задай им вопросы.
  • Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
  • Задания в печатной тетради.
  • Творческое (по выбору).

Тема урока: «Праздники для всех»

Цель урока: формирование у детей уважения к истории и традициям своего народа.

Задачи урока:

* углубить и систематизировать знания учащихся о государственных праздниках РФ, их различиях и особенностях, ввести термин «государственные праздники», использовать приёмы ТРКМ, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность уч-ся.

*ознакомить учащихся с традициями празднования тех или иных дней, создавать условия для формирования учебно-информационных умений.

*развивать воображение, патриотизм.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемные, частично-поисковые.

Формы организации: совместные.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация.

Ход урока

I. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Хорошо запоминать.

Цели этапа: актуализировать имеющиеся знания и представления о праздниках; побудить ученика к активной работе на уроке; организовать обмен мнениями.

II. Проверка домашнего задания Слайд 1

1.Что такое календарь и для чего он нужен? 2. Какие бывают календари? 3. Когда и где возникли первые календари? 4. Есть ли у вас дома календари? 5. Какими календарями удобнее пользоваться? 6. Почему не только зимой может начинаться Новый год? 7.Какие праздники народов твоего края пришлись на осень текущего года?

III. Изучение нового материала

Учитель: День, в которой по традиции принято радостно проводить время, устраивать церемонии, вечеринки, застолья. - Что это такое?

Ученик: Праздник.

Учитель: А вы любите праздники? (Ответы детей.)

Учитель: Назовите праздники, которые вы знаете?

Ученики: День рождение, Новый год, День Учителя, Пасха, день Матери, день Валентина ….

Слайд 2

Учитель: Конечно, все любят праздники. Но праздники бывают разные. Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны. На сегодняшнем уроке речь пойдёт о государственных праздниках, которые отмечены красным цветом в календаре.

Слайд 3

Государственные праздники отмечают всей страной. Цель государственных праздников – сплочение граждан.

Учитель. А какие ассоциации у вас вызывает слово “праздник”? (Ответы детей.) Значит, по вашему представлению, праздник – это веселье, отдых, развлечения, гуляния? Так что же такое “праздник”? Где мы можем найти правильное толкование этого слова? Учащийся. В словаре. (Читает в словаре С.И.Ожегова). Праздник “день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь…”

Учитель. Спасибо. А для чего нужны праздники? Ответы детей

    Слайд 4

    Функция государственных праздников – социально или культурно сплотить население страны.

    Важную роль в праздничных ритуалах играют застолье, подарки и специально праздничная одежда.

    Праздник – это инструмент маркетинга, т.е. торговля и продажа товара на рынке.

    Семейные праздники выполняют функцию сплочения членов семьи и родственников.

IV. Вызов устойчивого интереса к теме.

Каждый праздник имеет свой порядок проведения. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви.

Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить. Давайте вспомним о подарках, которые получил в свой день рождения ослик Иа-Иа из сказки Милна «Винни-Пух и все, все, все». Всем ли подаркам он был рад?

Показал ли он это своим видом?

Чей подарок оказался самым нужным?

Чтобы ваш праздник понравился и запомнился всем, что вы для этого делаете? Поделитесь своими секретами. (Ответы детей)

- А теперь посмотрите праздники, которые есть у вас в учебнике на стр. 40-43.

Слайд 5 “Государственные праздники России”.

1–5 января. Новый год.
7 января. Рождество Христово.
23 февраля. День защитника Отечества.
8 марта. Международный женский день.
1 мая. Праздник Весны и Труда.
9 мая. День Победы.
12 июня. День России.

Слайд 6. Новый год

Учитель: Обычай встречать Новый год установлен императором Петром 1 в 1700 году. Это один из самых любимых детьми и взрослыми праздник. Весёлый, нарядный, волшебный!

Учитель: До 1917 года этот праздник был самым почитаемым. В этот день наряжали ёлку, украшали её звездой и поздравляли друг друга с Рождеством Христовым. Это единственный религиозный праздник, ставший «красным днём календаря» в Российской Федерации.

Слайд 9, 10. 23 февраля – День защитника Отечества.

В этот день в 1918 году была одержана первая победа Красной армии над кайзеровскими войсками Германии.

Слайд 11,12, 13. 8 Марта – Международный женский день.

8 марта 1910 года немецкая революционерка Клара Цеткин призвала всех женщин мира к борьбе за равноправие. В этот день женщинам дарят цветы.

Слайд 14, 15, 16, 17. 1 мая – праздник весны и труда.

1 мая 1889 года была расстреляна демонстрация американских рабочих, боровшихся за свои права. С тех пор в этот день каждый год в память о погибших товарищах в разных странах стали проводить демонстрации. Во времена СССР праздник именовали днём международной солидарности трудящихся и устраивали праздничные шествия. Сейчас первомай призывает к труду на благо России, к гражданскому миру и согласию.

Слайд 18, 19, 20, 21, 22. 9 Мая – День Победы.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 7 мая 1945 года подписан акт о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии. С тех пор 9 мая отмечают окончание Великой Отечественной войны. В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к Могиле Неизвестного Солдата, памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют. В этот день на Красной площади проводятся военные парады.

Слайд 23, 24.

12 июня 1990 года принято решение о независимости России. С 12 июня 1992 года – это государственный праздник.

Слайд 25, 26, 27, 28, 29, 30. 4 ноября – День народного единства

Во времена СССР 7 ноября отмечали как праздник победившей Октябрьской революции 1917 года. Более 70 лет просуществовал этот праздник, и после распада СССР президент страны принял решение не отменять его. Сначала 7 ноября был объявлен Днём примирения и согласия, затем Днём народного единства. Теперь праздник отмечается 4 ноября в день воинской славы - освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. На Красной площади поставлен памятник Минину и Пожарскому.

Слайд 31.

Но в России есть ещё праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными, но в эти дни проводятся торжественные мероприятия.

Добрыми словами благодарности приветствуем мы своих учителей-наставников и друзей на пути к знаниям.

Слайд 34, 35 1 июня – Международный день защиты детей.

Праздник учреждён в ноябре 1949 года решением конгресса Международной демократической федерации женщин в столице Франции в городе Париже.

Слайд 36, 37. 12 апреля – День космонавтики.

12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный полёт вокруг планеты Земля.

Слайд 39 День матери – последнее воскресенье ноября.

V. Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот. (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись! (Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели. (Дети садятся на свои места)

VI. Работа с учебником и рабочей тетрадью.

Учебник на стр. 40 – 43; рабочая тетрадь стр. 29 задание №2 нарисовать рисунок любимого праздника.

VII. Рефлексия

Цели этапа: * Организовать осмысление полученной информации; * Организовать обмен мнениями по изученной проблеме; * Организовать самооценку усвоения знаний по теме.

Учитель: Проведём викторину «Вопрос – ответ»

    Какие бывают праздники? ( Праздники бывают семейные, личные, профессиональные, народные, религиозные, государственные. У каждого праздника есть своя дата, которые связаны с важными событиями в истории страны)

    Для чего каждой стране необходимы праздники? (Культурно сплотить население страны).

    Какие праздники есть в вашей семье? (Дни рождения, Новый год, 23 февраля, 8 марта…)

    Когда празднуется День народного единства? (4 ноября)

    Какие праздники посвящены славным воинам нашего Отечества? (День защитника Отечества, 9 мая)

    Почему 1 сентября дорог и детям и взрослым? (Дорог, как день знаний)

    Какого числа и месяца празднуется День России? (12 июня)

    Как выглядит Государственный флаг России? (Цвет: белый, голубой, красный)

    Когда проходят военные парады на Красной площади? (9 мая)

    Какие праздники проходят у нас в школе? (День знаний, День Учителя, Золотая осень, День матери, Новый год…)

А теперь поиграем в игру «Угадай мелодию»

Я включаю мелодию со словами, а вы определяете к какому празднику её можно отнести.

    Шиpока стpана моя pодная, Много в ней лесов полей и pек. Я дpугой такой стpаны не знаю, Где так вольно дышит человек. (День России)

2 . День Победы, как он был от нас далёк,

Как в костре потухшем таял уголёк.

Были вёрсты, обгорелые, в пыли, -

3. Нагружать всё больше нас Стали почему-то. Нынче в школе первый класс – Вроде института. Нам учитель задаёт С иксами задачи, Кандидат наук - и тот Над задачей плачет. (День знаний)

4. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава - Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой! (День России, День Конституции)

5 . Солнечный круг,
Небо вокруг –
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал
Он на листке
И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я. (День защиты детей)

6. Все люди на большой планете Должны всегда дружить. Должны всегда смеяться дети И в мирном мире жить! Должны смеяться дети, Должны смеяться дети, Должны смеяться дети И в мирном мире жить! ((День защиты детей)

7. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь Учат в школе, учат в школе, учат в школе. Вычитать и умножать, малышей не обижать Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (День знаний)

8. Наш учитель самый лучший!
Наш учитель самый лучший!
Все ребяты говорят.
И мы сами проверяли,
В каждом классе повторяли:
Наш учитель
Самый лучший!
Все ребята говорят! (День учителя)

9.Бабушка рядышком с дедушкой
Столько лет, столько лет вместе.
Бабушка рядышком с дедушкой Дружно поют эту песню. (День пожилых людей)

10. У солдата выходной, пуговицы в ряд,
Ярче солнечного дня, золотом горят,
Часовые на посту, в городе весна,
Проводи нас до ворот?
Товарищ старшина, товарищ старшина. (День защитника Отечества)

11.День весенний, Не морозный, День веселый И мимозный - Это мамин день, Это мамин день! (8 Марта)

12.Дорогая мамочка! Как тебя люблю я! Эту песенку свою Для тебя пою я. Дорогая мамочка! Добрые глаза! Ты на свете лучше всех, Мамочка моя. (День матери)

13.Говорят, под Новый год

Что ни пожелается -

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Приложить старания. (Новый год).

Учитель: Праздники в жизни каждого из нас встречаются очень часто. Поэтому с ними мы будем встречаться и в дальнейшей нашей школьной и повседневной жизни.

Домашнее задание

Окружающий мир стр. 40 - 44 -Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Праздник в моём классе или школе». В рабочей тетради придумать и нарисовать символы праздников.

Урок по теме: «Семейные праздники»

(курс ОРКСЭ, 4 класс)

Цель : Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи:
1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология уровневой дифференциации

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

    Актуализация знаний

Учитель: . Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Чтение текста стихотворения

Ученик:
Мама, а как появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нем не слыхала земля…
Учитель:
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам».
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я… Я… - тихо молвила Ева.
Я… Я…
Ученик:
Сказала она знаменитых семь «Я»
Учитель:
Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.
ДОМ
- Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро».
А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».

3. Работа в группах.

Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому».
Задание:
Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.

Своя хатка – (родная матка.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Приведи Бог и (собачке свою конуру.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)
- Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.

4.Групповая работа. Физкультминутка.
- Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем наш классный хоровод
Учитель:- В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.

5.Усвоение новых знаний

Праздник – это ….
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
А какие праздники вы знаете?

Праздники

7. Усвоение новых знаний

А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

6.Индивидуальная работа. Дети рисуют ромашки.

Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это Я. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии
Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака.
Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
8.Первичная проверка понимания изученного

А какие праздники отмечаются в вашей семье?

–Как проходят праздники?

Дети рассказывают, показывают фотографии.

9.Подведение итогов и рефлексия

Учитель выносит каравай: - В славянских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.

10.Информация о домашнем задании.

Подготовить одно из предложенных заданий на выбор.

1.Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи»

2. подготовить презентацию

3.Нарисовать рисунок

Список использованных ЭОР

    Аксана Романова
    Конспект занятия «Русские народные праздники»

    Конспект занятия по теме

    «Русские народные праздники » .

    Чернышова Аксана Сергеевна,

    педагог дополнительного образования

    МБУДО «Дом детского творчества» г. Сосногорска

    Объединение : ансамбль русской народной песни «Молодая канарейка»

    Форма проведения : командный конкурс

    Цель : Приобщение детей к истокам русской культуры .

    Задачи :

    -в обучении : повторение и закрепление знаний по программе «Молодая канарейка» по теме «Русские народные праздники » ;

    -в развитии : развитие творческих и музыкальных способностей;

    -в воспитании : воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе, радоваться успехам других.

    Оборудование : музыкальный центр, мультимедийный проигрыватель, экран, ватман, цветные карандаши, фломастеры, жетоны, чистые листы бумаги, шариковые ручки, 4 пустые коробки из под обуви, 6 отрезков цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров,

    Ход занятия:

    Введение.

    Есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах : в посёлках, сёлах, деревнях - необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники , обряды и, конечно песни.

    Если в праздниках сокрыта душа народа , то в праздничные дни она и раскрывается. К народным праздникам относятся - обряды , хороводы, песни и игры - это сильнейший источник к познанию народной жизни . В числе традиционных народных праздников являются - Святки и Масленица, Красная горка и Семик, Воздвиженье и Рождество Христово и многие другие праздники . И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать очень много праздников не только потому , что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.

    Сегодня у нас необычное занятие на тему «Русские народные праздники » . Мы разделимся на команды и посмотрим, чья команда больше знает об обрядах, песнях, традициях.

    (дети делятся на две команды методом жеребьёвки)

    Прежде чем перейти к конкурсным заданиям, вам надо придумать название команды и выбрать капитана команды.

    Наш конкурс будет проходить по турам. Ну что, готовы?

    Сейчас будут звучать природные звуки, а вы, попробуйте отгадать, какое время года они напоминают.

    (звучат звуковые эффекты осени - дождь, ветер, крик птиц, улетающих на юг и т. д.)

    Конечно же - это осень.

    Мы открываем первый тур «Осенние праздники » .

    Блиц – опрос.

    Чья команда быстрее поднимет руку или табличку и ответит правильно, получает 1 жетон, если команда ответила не правильно, то право ответа переходит к другой команде.

    К каким праздникам относятся эти выражения :

    1.«Они мочили лён, сушили, трепали, ткали, сучили нитки, верёвки» (Бабье лето)

    2.«Колесом дорога!» (Куприянов день)

    3. Какой праздник встречает осень на третий раз? (Воздвижение)

    4. Этот праздник является днём ремесленников. (Кузьминки)

    5. Какой праздник отмечают 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому? (Семёнов день)

    6. «Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» (Покров)

    Молодцы! А когда отмечают Покров Пресвятой Богородицы? Правильно, 14 октября, в этот день играли свадьбы.

    Второе задание этого тура – музыкальное (за это задание команда получает 5 жетонов)

    Каждой команде я задам вопрос, а вы должны угадать о какой песне идёт речь, и, конечно её исполнить артистично и эмоционально.

    Вопрос 1 команде : В какой свадебной песне молодой парень сватает девушку? («Вьюн на воде» ) исполняют песню (см. в приложение)

    Вопрос 2 команде : В какой песне девушка наряжается для свадьбы? («А на море утица» ) исполняют песню (см. в приложение)

    Молодцы! Спасибо за красивые песни. Перейдём к следующему заданию, оно будет одинаковым для обеих команд – написать на листке поговорки, которые относятся к осенним праздникам , и каким праздникам они относятся . На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. За каждую правильную поговорку – 1 жетон.

    (дети под осеннюю песню выполняют задание)

    (примерные ответы детей : «Щи да каша – пища наша» , «Прежде срока клюкву ягоду брать – тьме угождать» , «До Покрова осень, за Покровом зима идёт» т. д.)

    Молодцы! Очень много интересных поговорок.

    (Звучит звуковой эффект – метель, вьюга)

    Как вы думаете, какое время года сейчас звучит? (дети отвечают)

    Конечно же - это зима. Переходим ко второму туру «Зимние развлечения» .

    А какие народные зимние праздники вы знаете ? (отвечают)

    В ледяной карете мчится зимушка – зима,

    Ветер крыльями стучится в сонные дома.

    Расцветают скверы, парки снежной белезной.

    И мороз возводит арки над тропой лесной.

    Второй тур мы откроем аукционом знаний «Зимние забавы детей» . За каждый правильный ответ, команда получает жетон.

    Нам надо узнать, какая команда начнёт аукцион, для этого я загадаю вам загадку, и какая команда первая ответит, та и будет отвечать первой.

    В белом бархате деревня-

    И заборы, и деревня.

    А как ветер нападёт.

    Этот бархат опадёт. (Иней)

    (примерные ответы детей : - катались на санках; - катались на лыжах; - катались на коньках; - толкали друг друга в снег; - играли в снежки; - строили снежные фигуры и т. д.)

    Молодцы! Очень много зимних уличных забав. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игру, которая называется «Конькобежцы» , за победу в конкурсе команда получает 1 жетон.

    (игра «Конькобежцы» )

    Весело поиграли! Молодцы! Присаживайтесь на места.

    Мы знаем, что уличные забавы детей проходили на свежем воздухе, но были ещё и домашние детские забавы, проводились они в больших домах и назывались посиделками. Посиделки были спокойными и тихими, весёлыми и шумными. На посиделках вязали, шили, мастерили, играли, пели песни, плясали. У меня есть очень интересное задание – каждая команда сейчас свяжет коврик своими руками.

    (каждой команде выдаются 3 длинные нарезки цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров, один участник держит три отрезка, другие участники 3 чел. заплетают «косичку» переплетаясь между собой, «косу» затем передают следующим участникам команды, чтобы те свернули в «кружок» и закрепили коврик маленькими отрезками ткани)

    Молодцы! Справились обе команды на отлично! Каждая команда получает по 5 жетонов.

    И последнее задание в этом туре – частушки – нескладушки. (приложение)

    Каждый участник команд выбирает не глядя себе частушку, всем одевают косынки и сарафаны. Частушку надо исполнить артистично и эмоционально. Каждый участник исполнивший хорошо частушку получает 1жетон, после исполнения частушек участники команд вкладывают все жетоны в коробку своей команды.

    Молодцы! Повеселились от души!

    Переходим к третьему туру «Масленичная неделя»

    (звуковые эффекты тройки лошадей)

    Едет масленица дорогая,

    Наша гостьюшка годовая,

    На саночках расписных,

    На кониках вороных!

    На Руси широко праздновали масленицу , недаром в народе сохранились такие поговорки : «Не житьё, а масленица» , «Не всё коту масленица» , «Это масленица идёт, блин да мёд несёт» .

    Первым заданием в этом туре будет для капитанов команд. Капитанам выдаются карточки с заданием – соединить линиями дни недели с проводимыми в этот день праздником . Выдаётся 1 жетон за каждый правильный день недели.

    Понедельник разгул

    Вторник тёщины вечерни

    Среда прощёный день

    Четверг встреча

    Пятница золовкины посиделки

    Суббота лакомка

    Воскресенье заигрыши

    Капитаны с заданием справились и принесли своей команде жетоны.

    А сейчас, переходим к заданию «Вопрос сопернику» , каждая команда составляет вопрос противоположной команде на тему масленица, и конечно же должна знать правильный ответ, на это вам даётся 3 минуты.

    (задают - отвечают)

    На масленицу пели масленичные песни. Командам предлагается вытянуть не глядя табличку с названием масленичных песен (например : «Мы масленую дожидали» , «Горшок на колу телюпается» , «Ай, да масленица» , «Свети, свети солнышко» ). Каждая команда исполняет артистично и эмоционально песни.

    Молодцы! Аж на сердце тепло стало!

    (звуковые эффекты – птицы, ручьи, шелест листьев и т. д.)

    Переходим к последнему четвёртому туру «Весна – красна тёплое летице!»

    Блиц – опрос

    1. На какой праздник птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает? (Благовещение)

    2. В этот весенний день идёт усиленное сватовство, и проходят свадьбы. (Красная горка)

    3. Какого числа отмечают праздник Пасха ? (Каждый год по-разному)

    4. Как называются короткие весенние песенки? (Веснянки)

    Молодцы! И последнее задание всей нашей конкурсной программы – нарисовать весенний рисунок на любую пройденную тему, затем противоположная команда должна угадать, что за праздник изобразили соперники. За полный правильный ответ команда получает 5 жетонов. На создание рисунка вам даётся 5 минут.

    (демонстрируют, отвечают)

    Молодцы! Очень красивые получились у вас рисунки. На этом конкурсные задания закончились. Подсчитаем жетоны.

    (подсчитывают, объявляют победителей, награждения.)

    Я благодарю всех, кто принял участие в нашем командном конкурсе. Видно, что все очень старались! И как сказал французский педагог Пьер де Кубертен : «Главное не победа, а участие!» . Поздравляю всех!

    А русская пословица гласит : «Не красна изба углами, а красна пирогами!» . Я всех приглашаю за стол!

    (Чаепитие)

    Приложение

    Частушки

    Сидит заяц на березе

    При калошах, при часах.

    Я спросила : - Сколько время?

    Не женатый, холостой.

    На болоте, на снегу,

    Укусил комар блоху.

    Сидит заяц на березе -

    Умирает со смеху.

    На дворе стоит телега,

    И подсолнухи грызет,

    А корова губы дует :

    Никто замуж не берет!

    Мне сказали на базаре :

    Рыба ходит в сарафане.

    Полно хвастать, полно врать :

    Как она будет шагать?

    Я с высокого забора

    Прямо в воду упаду,

    Ну кому какое дело,

    Куда брызги полетят!

    Ходи, хата, ходи, хата,

    Ходи, курица, хохлата,

    Ходи, сени и порог,

    И сметана, и творог.

    Кабы, кабы да кабы,

    На носу росли грибы,

    Сами бы варилися,

    Да и в рот катилися.

    Мы с миленочком гуляли

    Возле нашего пруда;

    Нас лягушки напугали -

    Не пойдем больше туда.

    «Вьюн на воде»

    1. Вьюн на воде- 2 р.

    Растилается- 2 р.

    2. Молодец у ворот – 2 р.

    Увивается – 2 р.

    3. Просит своё – 2 р.

    Своё суженое,

    Своё ряженое.

    «А на море утица»

    1. А на море утица, что купалыся,

    На море касатыя полоскалыся.

    2. А в тереме Манечка собиралыся,

    В тереме молодая наряжалыся.

    3. Надею я платьице, да венчальныё,

    Надею я платьице, да венчальныё,

    «Мы масленую дожидали»

    1. Мы масленую дожидали,

    Ой, дожидали, люли, дожидали.

    2. Пивом (ы) горку поливали,

    Ой, поливали, люли, поливали.

    3. Сыром (ы) горку посыпали,

    Ой, посыпали, люли, посыпали.

    4. Стань наша горка покатлива,

    Ой, покатлива, люли, покатлива.

    «Горшок на колу телюпается»

    Горшок на колу телюпается,

    Иван к Марье набивается,

    Телюпал, телюпал, не разбился,

    Иван к Марье не набился.

    Масленыя счастливыя,

    Протянись до Велика дня!

    «Ай да, масленица»

    Ай да, масленица кривошейка,

    Встретим тебя хорошенька,

    Сыром, масло да яйцом

    И румяным калачом.

    «Свети, свети солнышко»

    Свети, свети солнышко,

    Чтоб нам было тёпленько.

    Ай люли, ай люли.

    Под хатою сидючи,

    Ломтик хлеба держучи.

    Ай люли, ай люли.

    Песенки спеваючи,

    Весну закликаючи.

    Ай люли, ай люли.

    Литература

    1. Жемчужины народной мудрости : Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки / Сост. Г. Н. Тубельская, Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева; Предисл. А. Э. Лебедевой; Худож. В. И. Сидоренко. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» , 2000. – 560 с.

    2. Литературно - музыкальный альманах № 3, , часть первая : Зима, весна. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 176 с.

    3. Литературно - музыкальный альманах № 4, Народный праздничный календарь , часть вторая : Лето, осень. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада» , Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 128 с.

    4. Народные обряды составитель Латышева Т. П. Смоленск 1995. – 48 с.

    5. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 256 с.

    6. Панкеев И. А. Русские праздники . – М.: Яуза, 1998. – 240.

    7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники «Сфера» , 2001. – 144 с.

    8. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2000. – 128 с.

    9. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники , игры и забавы для детей. М.: ТЦ «Сфера» , 2001. – 128 с.

    10. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях . – М.: Айрис – пресс, 2003. – 208 с.: ил. – (Первые шаги)



Лучшие статьи по теме